Кирилл Богданов:
Новый ЦОД был развернут в рекордные сроки
Заместитель генерального директора по ИТ в компании «Аэрофлот – Российские Авиалинии» Кирилл Богданов рассказал CNews о строительстве модульного дата-центра, пилотном проекте по виртуализации и построению частного облака, а также пояснил, чем построение ИТ-инфраструктуры в авиакомпании сходно с аналогичными задачами в ритейле, телекоме и банковской сфере.
CNews: Какие тренды в построении ИТ-инфраструктуры предприятия вы можете выделить по итогам 2012 г.?
Кирилл Богданов: ИТ-инфраструктура нашей компании развивается в
следующих направлениях: унификация
оборудования, входящего в состав внедряемых программно-аппаратных комплексов; организация отказо- и
катастрофоустойчивых решений; планирование
и развитие систем хранения данных с учетом всевозрастающих требований со
стороны производственных подразделений компании; виртуализация серверных мощностей.
CNews: В чем
заключаются особенности построения ИТ-инфраструктуры в вашей отрасли?
Кирилл Богданов: В целом наша отрасль не является уникальной в
части требований к построению ИТ-инфраструктуры, но свои особенности имеются.
Это и отраслевая специфика, и особенности конкретной компании. Основная наша
задача – это бесперебойное обеспечение всеми необходимыми ИТ-сервисами как
подразделений, обеспечивающих непосредственно производство полетов, так и бизнес-подразделений
нашей компании. Это накладывает на ИТ-инфраструктуру особые требования к
надежности и отказоустойчивости. Исходя из этого, в 2012 г. мы приняли решение
о создании современного резервного ЦОД в регионе Шереметьево.
Также существенное влияние на
подход к построению нашей ИТ-инфраструктуры оказывает наличие большого
количества территориально разнесенных офисов продаж, филиалов и
представительств, для которых необходимо обеспечить постоянный доступ к ИТ-системам,
расположенным в ЦОД-ах компании. Это накладывает требования на количество и
параметры необходимых каналов связи, а также диктует нам применение
различных технологий удаленного доступа, виртуальных частных сетей,
IP-телефонии.
CNews: Согласны
ли вы с тем, что ритейл, банки и телекомы являются драйверами развития рынка
ИТ, а в ТЭК и металлургии внедрение технологий запаздывает? Почему так
происходит?
Кирилл Богданов: А почему вы не спрашиваете про транспорт и
авиаперевозчиков в частности? Я считаю, что и наша отрасль вносит немалый вклад
в развитие современного ИТ-рынка. Если же отвечать на конкретно заданный
вопрос, то, пожалуй, соглашусь. Чем это вызвано? Основная причина, конечно же,
– это профиль бизнеса. Ритейл, банки, телекомы и мы, авиаперевозчики, в отличие
от тех же металлургов и энергетиков, работаем с большим количеством
частных потребителей наших услуг, находясь в очень серьёзной конкурентной
среде. Нам нужно и в главном, и в мелочах удовлетворить потребности всех вместе
и каждого в отдельности, в условиях постоянно меняющихся предпочтений и новых
предложений со стороны конкурентов. И в этих условиях ИТ является не
просто удобным и нужным инструментом для бизнеса, а жизненно необходимым
инструментом, качество и умелое применение которого дает конкурентные
преимущества. Поэтому вполне объяснимо, что бизнес не жалеет усилий для
доведения до совершенства находящихся «на острие копья» ИТ.
CNews: Какие
инновации в построении ЦОД вы могли бы отметить по итогам 2012 г.?
Кирилл Богданов: Хотел бы отметить развитие технологий модульных
ЦОД. Несмотря на то, что данные технологии начали предлагаться крупными
вендорами еще 2-3 года назад, количество реальных внедрений можно было
пересчитать по пальцам. Тем не менее, проанализировав наши потребности, мы
пришли к выводу, что данное решение наиболее оптимально впишется в
существующую ИТ-инфраструктуру и позволит существенно повысить качество
предоставляемых ИТ-сервисов. Проект был начат в 3 квартале 2012 г. и сейчас наш
новый резервный ЦОД почти готов. Вместо традиционного долгостроя мы
практически завершили развертывание новой высокотехнологичной резервной
площадки для наших ИТ-сервисов.
CNews: Не могли бы вы рассказать, какое решение было выбрано для
модульного ЦОД и почему именно оно? Каковы параметры этого дата-центра: сколько
модулей развернуто, мощность, количество стоек, площадь?
Кирилл Богданов: Данный
проект мы реализовали совместно с компаниями HP и «Техносерв», используя их
технологические решения и оборудование. ЦОД собирался из стандартных модулей и
включает в себя 4 серверных блока, 4 инженерных блока, складской и диспетчерский блоки, блок
гарантированного электроснабжения. Емкость ЦОД составляет 56 серверных стоек. В
серверных блоках установлены рядные кондиционеры, позволяющие отводить от
каждой стойки 10 кВт тепла.
CNews: Ресурсы
каких основных ЦОД вы используете? Есть ли планы по дальнейшей модернизации или
использованию внешних ресурсов?
Кирилл Богданов: Основные производственные ИТ-системы мы размещали
и планируем в дальнейшем размещать в собственных ЦОД-ах. Сейчас «Аэрофлот»
располагает двумя ЦОД-ами: основным и резервным, который я упомянул ранее. Технические
характеристики наших ЦОД-ов практически
идентичны.
Вместе с тем, ряд интернет-приложений, таких как наш сайт, подсистема оплаты банковскими картами, мы размещаем на внешних площадках, для обеспечения необходимой доступности данных сервисов для наших клиентов.
CNews: Какими
внешними площадками вы пользуетесь и почему?
Кирилл Богданов: К сожалению, не могу раскрыть эту информацию.
CNews: На ваш
взгляд, какие системы безопаснее – традиционные или виртуализированные?
Кирилл Богданов: Вряд ли сравнение в таком ключе позволит получить
объективный ответ. Наш опыт подсказывает, что безопасной и надежной система
становится не только и не столько благодаря аппаратному обеспечению или
использованию гипервизоров, а благодаря тщательному проектированию, выбору наиболее
оптимальных технических решений и средств защиты и грамотным подрядчикам.
CNews: Какие
средства виртуализации вы используете и как обеспечиваете безопасность?
Кирилл Богданов: В прошлом году мы совместно с компанией Microsoft
начали пилотный проект по организации частного виртуального облака под
управлением гипервизора MS Hyper-V 2008, сейчас ведутся совместные работы по
тестированию MS Windows Server 2012. Предварительные результаты тестовой
эксплуатации позволяют сделать вывод, что имеющиеся в нашем распоряжении
средства обеспечения безопасности с успехом могут применяться и в данной
виртуальной среде.
СNews: Какие средства безопасности
«Аэрофлот» использует сейчас?
Кирилл Богданов: Набор средств безопасности достаточно широкий и одновременно традиционный. Это
использование встроенных механизмов защиты в операционные системах и системном
ПО, политики безопасности Active Directory,
межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений, системы сканирования уязвимостей,
а также системы фильтрации и мониторинга контента, комплекс решений по
антивирусной и антиспам защите. Для построения систем защиты мы используем
решения ряда ведущих производителей – Cisco, Symantec, Microsoft, Websense, Kaspersky, Varonis.
CNews: Насколько
перспективной вы считаете виртуализацию рабочих мест? Почему? В вашей компании
уже реализованы подобные проекты?
Кирилл Богданов: Данное направление, безусловно, заслуживает
внимания, но исключительно с учетом специфики предприятия. Некоторое время
назад мы реализовали пилотный проект по развертыванию VDI. К сожалению,
результаты пилота показали, что часть наших внутренних производственных
ИТ-сервисов не могут быть мигрированы в виртуальные рабочие станции, а
стоимость подобного решения намного превышает возможный экономический эффект.
По этой причине на текущий момент мы отложили вопрос с внедрением VDI в
компании.
CNews: Используете
ли вы облачные решения?
Кирилл Богданов: Если пилотный проект по виртуализации, который
должен завершиться в 3 квартале текущего года, окажется успешным, мы планируем
использовать частное облако на базе гипервизора от Microsoft.
CNews: Какими
факторами вы руководствовались при выборе облачных решений?
Кирилл Богданов: Сейчас, имея определенный опыт эксплуатации таких
систем виртуализации как ESX от VMware и Hyper-v oт Microsoft, мы склоняемся к
модели использования частного облака на базе решений Microsoft, как наиболее
удовлетворяющего нашим требованиям.
CNews: Ваша компания
использует гибридные облака? Насколько перспективной вы считаете такую модель?
Кирилл Богданов: На текущий момент подобных планов у нас нет. Но,
возможно, мы придем к данному решению по мере роста нашей ИТ-инфраструктуры и
после подведения промежуточных итогов эксплуатации частного облака.