Кирилл Богданов

Кирилл Богданов:
Новый ЦОД был развернут в рекордные сроки

Заместитель генерального директора по ИТ в компании «Аэрофлот – Российские Авиалинии» Кирилл Богданов рассказал CNews о строительстве модульного дата-центра, пилотном проекте по виртуализации и построению частного облака, а также пояснил, чем построение ИТ-инфраструктуры в авиакомпании сходно с аналогичными задачами в ритейле, телекоме и банковской сфере.

CNews: Какие тренды в построении ИТ-инфраструктуры предприятия вы можете выделить по итогам 2012 г.?



Кирилл Богданов:
ИТ-инфраструктура нашей компании развивается в следующих направлениях: унификация оборудования, входящего в состав внедряемых программно-аппаратных комплексов; организация отказо- и катастрофоустойчивых решений; планирование и развитие систем хранения данных с учетом всевозрастающих требований со стороны производственных подразделений компании; виртуализация серверных мощностей.



CNews: В чем заключаются особенности построения ИТ-инфраструктуры в вашей отрасли?



Кирилл Богданов:
В целом наша отрасль не является уникальной в части требований к построению ИТ-инфраструктуры, но свои особенности имеются. Это и отраслевая специфика, и особенности конкретной компании. Основная наша задача – это бесперебойное обеспечение всеми необходимыми ИТ-сервисами как подразделений, обеспечивающих непосредственно производство полетов, так и бизнес-подразделений нашей компании. Это накладывает на ИТ-инфраструктуру особые требования к надежности и отказоустойчивости. Исходя из этого, в 2012 г. мы приняли решение о создании современного резервного ЦОД в регионе Шереметьево.



Также существенное влияние на подход к построению нашей ИТ-инфраструктуры оказывает наличие большого количества территориально разнесенных офисов продаж, филиалов и представительств, для которых необходимо обеспечить постоянный доступ к ИТ-системам, расположенным в ЦОД-ах компании. Это накладывает требования на количество и параметры необходимых каналов связи, а также диктует нам применение различных технологий удаленного доступа, виртуальных частных сетей, IP-телефонии.



CNews: Согласны ли вы с тем, что ритейл, банки и телекомы являются драйверами развития рынка ИТ, а в ТЭК и металлургии внедрение технологий запаздывает? Почему так происходит?



Кирилл Богданов:
А почему вы не спрашиваете про транспорт и авиаперевозчиков в частности? Я считаю, что и наша отрасль вносит немалый вклад в развитие современного ИТ-рынка. Если же отвечать на конкретно заданный вопрос, то, пожалуй, соглашусь. Чем это вызвано? Основная причина, конечно же, – это профиль бизнеса. Ритейл, банки, телекомы и мы, авиаперевозчики, в отличие от тех же металлургов и энергетиков, работаем с большим количеством частных потребителей наших услуг, находясь в очень серьёзной конкурентной среде. Нам нужно и в главном, и в мелочах удовлетворить потребности всех вместе и каждого в отдельности, в условиях постоянно меняющихся предпочтений и новых предложений со стороны конкурентов. И в этих условиях ИТ является не просто удобным и нужным инструментом для бизнеса, а жизненно необходимым инструментом, качество и умелое применение которого дает конкурентные преимущества. Поэтому вполне объяснимо, что бизнес не жалеет усилий для доведения до совершенства находящихся «на острие копья» ИТ.



CNews: Какие инновации в построении ЦОД вы могли бы отметить по итогам 2012 г.?



Кирилл Богданов:
Хотел бы отметить развитие технологий модульных ЦОД. Несмотря на то, что данные технологии начали предлагаться крупными вендорами еще 2-3 года назад, количество реальных внедрений можно было пересчитать по пальцам. Тем не менее, проанализировав наши потребности, мы пришли к выводу, что данное решение наиболее оптимально впишется в существующую ИТ-инфраструктуру и позволит существенно повысить качество предоставляемых ИТ-сервисов. Проект был начат в 3 квартале 2012 г. и сейчас наш новый резервный ЦОД почти готов. Вместо традиционного долгостроя мы практически завершили развертывание новой высокотехнологичной резервной площадки для наших ИТ-сервисов.



CNews: Не могли бы вы рассказать, какое решение было выбрано для модульного ЦОД и почему именно оно? Каковы параметры этого дата-центра: сколько модулей развернуто, мощность, количество стоек, площадь?



Кирилл Богданов:
Данный проект мы реализовали совместно с компаниями HP и «Техносерв», используя их технологические решения и оборудование. ЦОД собирался из стандартных модулей и включает в себя 4 серверных блока, 4 инженерных блока, складской и диспетчерский блоки, блок гарантированного электроснабжения. Емкость ЦОД составляет 56 серверных стоек. В серверных блоках установлены рядные кондиционеры, позволяющие отводить от каждой стойки 10 кВт тепла.



CNews: Ресурсы каких основных ЦОД вы используете? Есть ли планы по дальнейшей модернизации или использованию внешних ресурсов?



Кирилл Богданов:
Основные производственные ИТ-системы мы размещали и планируем в дальнейшем размещать в собственных ЦОД-ах. Сейчас «Аэрофлот» располагает двумя ЦОД-ами: основным и резервным, который я упомянул ранее. Технические характеристики наших ЦОД-ов практически идентичны.

Вместе с тем, ряд интернет-приложений, таких как наш сайт, подсистема оплаты банковскими картами, мы размещаем на внешних площадках, для обеспечения необходимой доступности данных сервисов для наших клиентов.



CNews: Какими внешними площадками вы пользуетесь и почему?



Кирилл Богданов:
К сожалению, не могу раскрыть эту информацию.



CNews: На ваш взгляд, какие системы безопаснее – традиционные или виртуализированные?



Кирилл Богданов:
Вряд ли сравнение в таком ключе позволит получить объективный ответ. Наш опыт подсказывает, что безопасной и надежной система становится не только и не столько благодаря аппаратному обеспечению или использованию гипервизоров, а благодаря тщательному проектированию, выбору наиболее оптимальных технических решений и средств защиты и грамотным подрядчикам.



CNews: Какие средства виртуализации вы используете и как обеспечиваете безопасность?



Кирилл Богданов:
В прошлом году мы совместно с компанией Microsoft начали пилотный проект по организации частного виртуального облака под управлением гипервизора MS Hyper-V 2008, сейчас ведутся совместные работы по тестированию MS Windows Server 2012. Предварительные результаты тестовой эксплуатации позволяют сделать вывод, что имеющиеся в нашем распоряжении средства обеспечения безопасности с успехом могут применяться и в данной виртуальной среде.



С
News: Какие средства безопасности «Аэрофлот» использует сейчас?



Кирилл Богданов:
Набор средств безопасности достаточно широкий и одновременно традиционный. Это использование встроенных механизмов защиты в операционные системах и системном ПО, политики безопасности Active Directory, межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений, системы сканирования уязвимостей, а также системы фильтрации и мониторинга контента, комплекс решений по антивирусной и антиспам защите. Для построения систем защиты мы используем решения ряда ведущих производителей – Cisco, Symantec, Microsoft, Websense, Kaspersky, Varonis.



CNews: Насколько перспективной вы считаете виртуализацию рабочих мест? Почему? В вашей компании уже реализованы подобные проекты?



Кирилл Богданов:
Данное направление, безусловно, заслуживает внимания, но исключительно с учетом специфики предприятия. Некоторое время назад мы реализовали пилотный проект по развертыванию VDI. К сожалению, результаты пилота показали, что часть наших внутренних производственных ИТ-сервисов не могут быть мигрированы в виртуальные рабочие станции, а стоимость подобного решения намного превышает возможный экономический эффект. По этой причине на текущий момент мы отложили вопрос с внедрением VDI в компании.



CNews: Используете ли вы облачные решения?



Кирилл Богданов:
Если пилотный проект по виртуализации, который должен завершиться в 3 квартале текущего года, окажется успешным, мы планируем использовать частное облако на базе гипервизора от Microsoft.



CNews: Какими факторами вы руководствовались при выборе облачных решений?



Кирилл Богданов:
Сейчас, имея определенный опыт эксплуатации таких систем виртуализации как ESX от VMware и Hyper-v oт Microsoft, мы склоняемся к модели использования частного облака на базе решений Microsoft, как наиболее удовлетворяющего нашим требованиям.



CNews: Ваша компания использует гибридные облака? Насколько перспективной вы считаете такую модель?



Кирилл Богданов:
На текущий момент подобных планов у нас нет. Но, возможно, мы придем к данному решению по мере роста нашей ИТ-инфраструктуры и после подведения промежуточных итогов эксплуатации частного облака.





Вернуться на главную страницу обзора