Статья

Бизнес послезавтра: управляй ERP через Kinect и Facebook

Цифровизация Embedded Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Одна из главных тенденций развития ИТ-рынка ближайших лет определяется демографией: на смену поколению X приходит поколение Y. Работников станет не просто меньше – их запросы и ценности будут сильно отличаться от привычных сегодняшнему бизнесу. А значит, и ИТ-системы изменятся. Вероятнее всего, они многое позаимствуют из популярных сегодня социальных сетей. Эти и другие темы обсуждались на прошедшем в Москве шестом ежегодном Microsoft Dynamics AX Forum 2012.

Галина Логунова: Консультанты должны говорить на нормальном "человеческом" языке

На вопросы CNews ответила Галина Логунова, руководитель отдела аналитики группы компаний "Промэлектроника" из Екатеринбурга.

CNews: Какие задачи стояли перед вашей компанией накануне внедрения ERP-системы?

Галина Логунова: Все началось с того, что по итогам анализа годовой деятельности руководство обратило особое внимание на склад как самую болевую точку бизнеса компании. Склад имеет большое значение для бизнеса нашей компании, при этом появились претензии к работе склада и значительно выросли расходы по его содержанию. Необходимо было менять систему управления складом. В компании был создан специальный отдел и перед ним поставлена задача – автоматизация склада, внедрение WMS-системы (Warehouse Management System, система управления складом - CNews). Мы провели анализ бизнес-процессов, сформулировали требования к системе управления складом, изучили весь список WMS-систем, представленных на рынке, провели анализ и составили рейтинг систем.


Галина Логунова: Будьте готовы к тому, что внедрение проекта – это огромный труд обеих сторон, и успех проекта во многом зависит от вас.

Но, подходя к вопросу внедрения серьезно, мы понимали, что WMS должна интегрироваться с существующей в компании системой управления - изменения в бизнес-процессах склада должны повлиять на смежные бизнес-процессы. Поэтому мы провели SWOT-анализ остальных бизнес-процессов и выявили, что они также нуждаются в оптимизации: планирование закупок, управление дефицитом/профицитом склада, контроль даты поставки заказов, определение себестоимости товара с учетом логистических затрат, затрат на хранение и обработку и прочее.

Кроме того, ИТ-система, существующая в компании, также вызывала массу нареканий и не удовлетворяла растущим требованиям бизнеса к оперативности и точности информации.

Еще один большой недостаток прежней ИТ-системы - очень большие зазоры на стыках бизнес-процессов. Образно говоря, мы "падали в яму", когда нужно было что-то согласовать с другим отделом. А клиент не ждет. он либо высказывает претензии, либо совсем уходит.

Таким образом, с одной стороны требовалось внедрить WMS, состыковав ее с существующей ИТ-системой, с другой стороны – оптимизировать бизнес-процессы и, как следствие, существенно доработать ИТ-систему, доведя ее до уровня современной ERP-системы. Согласитесь, нелегкая задача.

В результате в компании пришли к выводу, что эффективней будет не "изобретать велосипед", а внедрить современную ERP-систему целиком, выбрав одну из платформ, успешно развивающихся на рынке.

CNews: Как вы выбирали ERP-систему? На какие критерии обращали внимание прежде всего?

Галина Логунова: Мы выбирали и платформу, и интегратора. Для этого мы создали комиссию, куда вошли все ключевые фигуры бизнеса, основные совладельцы и просто эксперты, имеющие вес. Всего набралось 12 человек. Разработали анкету, в которой собрали критерии выбора интегратора и платформы. Кстати, для выбора платформы критериев было меньше. От платформы требовалось, чтобы она обеспечивала возможность внедрения WMS-системы, но при этом обладала полноценным функционалом ERP, отличалась гибкостью в интеграции с другими системами и быстродействием. Кроме того, обращали внимание на распространенность системы, в том числе в России. Также одним из важных факторов было наличие в системе шаблонов бизнес-процессов. Поскольку у нас они были не оптимальны, мы искали эталон, ориентир, на который можно было обратить внимание при построении своих процессов. Ведь типовое решение уже проверено на чьих-то пробах и ошибках.

CNews: Почему вы остановили выбор на Microsoft Dynamics AX?

Галина Логунова: Мы выбирали из нескольких систем – Microsoft, SAP, "Галактика", "". Плюс разработчики, которые создали нам первую ИТ-систему, тоже вышли на тендер и предложили разработать новую. Надо отдать им должное, их система проработала 15 лет, а на момент внедрения была настоящей революцией.

Но мы поняли, что наиболее широкий функционал у Microsoft и SAP – они полностью покрывают наши потребности и содержат типовые бизнес-процессы. Затем у них есть широкая сеть интеграторов и сервиса. По этим критериям счет был равным, но SAP проиграл по стоимости владения – слишком дорого. К тому же, нелегко обучить (а затем удержать) квалифицированных программистов для SAP, а для Dynamics легче найти специалистов, которых можно обучить в процессе внедрения. Чем мы, собственно, сейчас и занимаемся.

CNews: Вы рассказывали в своем докладе об ошибках при внедрении. Как советы вы бы дали, тем, кто внедряет ERP-систему, опираясь на свой опыт?

Галина Логунова: Первое – готовьтесь к внедрению. Фиксируйте недостатки существующих бизнес-процессов, постарайтесь продумать и подготовить описание того, как "должно быть".

Второе: на этапе составления договора сторонам нужно совместно прочитать, а главное -однозначно понять каждое слово договора. У нас были такие ошибки из-за того, что интегратор и заказчик по-разному понимали термин или фразу. В результате приходилось терять время.

Также важно, чтобы консультанты говорили на понятном "человеческом" языке, а не на профессиональном жаргоне, поскольку заказчику трудно сразу, без подготовки мыслить объектами и терминами новой среды. Отсюда правило номер три: думайте об обучении своей команды. Закладывая в договор первоначальное обучение команды, оговаривайте его формат, при необходимости учитесь сами - курсов по AX достаточно много.

Четвертое. Заранее составьте перечень всех аспектов вашего бизнеса, которые нужно проговорить на этапе анализа и дизайна на интервью с консультантами. Мы, отвечая на вопросы консультантов, упустили, что часть важных для нас тем осталась не обсужденной. Пятое. Постоянно поддерживайте связь команд. Возьмите за практику регулярные еженедельные оперативки (современные средства связи и интернет позволяет различные способы общения), фиксируйте результаты.

А вообще, будьте готовы к тому, что внедрение проекта – это огромный труд обеих сторон, и успех проекта во многом зависит от вас.