Секреты успеха немецкого рынка embedded
Общеизвестно, что Германия, в отличие от большинства развитых стран, сохраняет свою значимость как индустриальная держава. В то время как США все больше переводят производство в Азию, Германия умудряется не только сохранять лидерство в традиционных индустриальных отраслях, но и создавать принципиально новые отрасли, в которых традиционная индустрия сливается с современными ИКТ.
Встраиваемые системы – один из наиболее динамично и стабильно развивающихся сегментов немецкой ИКТ-индустрии; по объему рынок встраиваемых систем в Германии – третий по счету после США и Японии. По данным Bitkom, в 2011 г. объем этого рынка составлял порядка 20 млрд евро, и непосредственно в нем было трудоустроено 310 тыс человек.
Успех немецкого embedded-рынка не смог бы состояться, если бы Германия отказалась от своей роли как индустриальной державы. Именно потребности промышленного сектора диктуют постоянный и даже возрастающий спрос на все более сложные программно-аппаратные решения. Порядка 50% вложений в области встраиваемых систем обеспечивается за счет трех ведущих отраслей: автомобилестроение, машиностроение и медицинские технологии.
Рост сложности программных систем (в тысячах команд)
Источник: Bitkom 2010
BMW с открытым кодом
Уже сегодня в автомобилях люкс-класса 80% функций обеспечивается за счет компьютеров, а 90% инноваций в автомобильной индустрии осуществляется за счет встраиваемых систем. По сути, владельцы шикарных автомобилей уже давно ездят на компьютерах, хотя они не всегда отдают себе в этом отчет.
Поскольку в создании новых моделей компьютеры играют едва ли не большую роль, чем традиционные компоненты, то и сам цикл разработки новых автомобилей приобретает все больше сходства с проектами по разработке ПО. И поскольку одни и те же задачи решаются разными поставщиками из года в год при разработке каждой новой модели автомобиля, чтобы избавиться от вечного «изобретения велосипеда» и сосредоточиться на собственно инновациях, в отрасли уже создано несколько открытых консорциумов по разработке модульных систем с открытым кодом. Среди наиболее известных следует назвать GENIVI — проект, посвященный разработке открытой системы для бортовых компьютеров, и AUTOSAR – направленный на стандартизацию ПО в автомобилях. Хотя непосредственные результаты AUTOSAR – это набор стандартов, а не программное обеспечение, все же, для этих стандартов уже существуют реализации с открытым кодом.
Развитие функциональности встраиваемых систем в автомобилях
1970 | 1990 | 2010 |
- автомобильное радио - инжектор - Cruise Control |
- ABS - подушки безопасности - кондиционер - обогрев - телефон - CD-чейнджер - система навигации - коробка передач - иммобилайзер |
- уведомление о дистанции - адаптивная коробка передач - тормоза - управление - адаптивность - системы парковки - контроль дистанции - доступ в интернет и онлайн-услуги - ТВ - мультимедиа - телематика, взаимодействие «машина-машина» - системы смены полосы движения - адаптивный контроль демпфера и стабильности - системы ночного видения |
Источник: Bitkom, 2010
Можно сказать, что без стандартизации и открытого кода современный процесс разработки новых автомобилей в таких компаниях как BMW был бы невозможен. По словам представителей компании, создание нового автомобиля сегодня – это итеративный процесс, много позаимствовавший из agile-методов, популярных в ИТ-индустрии.
Интеллектуальная энергетика
С начала 2000-х годов Германия целенаправленно увеличивает долю использования возобновляемых источников электроэнергии, а после аварии на АЭС Фукусима-1 было принято решение о сворачивании атомных электростанций к 2036 г. И хотя эти решения являются по своему характеру политическими, они оказывают непосредственное влияние на экономику Германии, стимулируют развитие новых источников электроэнергии и, вслед за ними, появление новых классов встраиваемых систем, связанных с возобновляемой электроэнергетикой.
Защитить маленьких
Одна из основных задач, стоящих перед его участниками – устранение перекоса в сторону компаний-заказчиков, которые перетягивают на себя одеяло у непосредственных разработчиков. Потребители на рынке встраиваемых систем – это преимущественно ориентированные на экспорт крупные транснациональные компании; на них приходится 80% создаваемой на этом рынке добавленной стоимости, в то время как на поставщиков приходится лишь 20%. В большинстве своем поставщики – это узкоспециализированные компании малого и среднего бизнеса, не способные отставивать свои интересы в глобальных масштабах. Приходящаяся непосредственно на поставщиков доля добавленной стоимости распределяется следующим образом: 1,55 млрд евро – аппаратное обеспечение, 680 млн евро — ПО, 1,75 млрд – услуги. Возможно, консолидация малых поставщиков позволит в будущем сделать распределение пирога немецкого embedded-рынка более справедливым.
Однако такие источники энергии, как энергия солнца и ветра, чрезвычайно капризны. Например, при эксплуатации ветряных генераторов, которых в Германии насчитывается уже более 21 тыс, длительный штиль может смениться кратким порывом ветра, и все это чрезвычайно плохо поддается прогнозированию. Единственное, что остается – это оснастить ветряные генераторы компьютерными системами, которые будут оперативно реагировать на изменения угла и силы ветряных потоков. Причем компьютер на каждом генераторе не может быть автономным: все они являются частью единой энергетической системы, и в совокупности должны образовать интеллектуальную сеть, позволяющую добиться минимальных флуктуаций в производстве электроэнергии. Таким образом, каждый ветряной генератор управляется встраиваемым компьютером, который учитывает целый ряд данных из разных источников: данные, поступающие из энергосети, электрические и механические показатели самого генератора, статистические данные и данные, поступающие с метеорологических сенсоров.
Самоустранение государства
Хотя политические решения государства оказывают самое непосредственное влияние на развитие рынка встраиваемых систем, государство предпочитает сохранить максимум инициативы за самими участниками рынка. В этой связи любопытно отметить, что документ с громким названием «Национальный план действий по встраиваемым системам», опубликованный в 2009 г., был разработан представителями частных и публичных компаний и исследовательских учреждений, среди которых компании Siemens, Daimler, Технический университет Мюнхена, Фраунгоферовский институт экспериментальной разработки ПО, а также участники кластеров компетенции в области ИКТ OFFIS и SafeTRANS, из которых последний специализируется на разработке безопасных систем в транспорте. Примечательно, что среди разработчиков документа нет представителей органов государственной власти.
Составители документа приводят шесть приоритетных направлений НИОКР: органичное межсистемное взаимодействие, автономные системы, распределенные системы оповещения и принятия решений, безопасность, архитектурные принципы и виртуальная инженерия. Именно на этих направлениях, по мнению составителей, Германии следует сосредоточить свое внимание, чтобы сохранить первенство в будущем.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3205