В США готовится отраслевой стандарт о внедрении V2V/ V2I в легковых автомобилях
Федеральное правительство Соединенных Штатов объявило, что предпринимает шаги к оснащению всех американских автомобилей возможностью общаться между собой и с транспортными службами при помощи беспроводной связи. Речь идет о встраиваемых технологиях V2V (Vehicle-to-Vehicle, беспроводная связь между двумя автомобилями) и V2I (Vehicle-to-Infrastructure, коммуникации между автомобилем и внешней инфраструктурой).
Семейство V2V/V2I включает в себя несколько видов технологий: радиокоммуникации, мобильные коммуникации, спутниковые коммуникации и DSRC (Dedicated Short-Range Communications) – вид связи стандарта 802.11p, который иногда называют «автомобильным Wi-Fi». Они позволяют машине во время движения передавать информацию о себе (к примеру, скорость или направление движения) дорожным службам и другим автомобилям в транспортном потоке.
Основная польза от подобного рода технологий – предотвращение аварий на дорогах. Интеллектуальная система V2V/V2I, получая информацию от других автомобилей и дорожных служб, сможет оценивать обстановку на дороге и предупреждать водителя о возможных столкновениях или даже самостоятельно предотвращать их – вплоть до автоматического торможения.
Министр транспорта США Энтони Фокс (Anthony Foxx) заявил, что готов приложить все усилия, чтобы такие технологии стали обязательными для американских «легковушек». По расчетам Минтранса США, внедрение «умных» систем автомобильных коммуникаций позволит предотвратить до 70–80% аварий на американских дорогах, ежегодно уносящих около 20 тыс. жизней по всей стране.
В настоящее время Национальное управление безопасностью движения на трассах США готовится назначить дату, с которой автопрому будет предписано внедрять технологии V2V/V2I. Сами производители американских авто давно имеют под рукой необходимые технологии: разработкой новинок в сфере V2V/V2I активно занимаются General Motors и Ford.
С другой стороны, поставщики информационных технологий готовы предоставить свои мощности для обработки данных, получаемых по технологии V2I. Так, «облачная» платформа Windows Azure от Microsoft потенциально сможет использоваться как платформа для аналитики данных или онлайн-наблюдения. «Windows Azure является, по сути, платформой для облачных решений, с высокой степенью доступности и масштабируемости, – поделился прогнозом с CNews Валерий Дробышевский, коммерческий директор компании «Кварта-Технологии». – Очевидно, что Microsoft будет продолжать развивать эту платформу, и такое направление, как V2I, определенно будет приниматься во внимание».
Зачастую модуль V2V/V2I не существует по отдельности, а является частью более сложной системы – автомобильного терминала, работающего на встраиваемой софтверной платформе. Таким образом, обязательное внедрение подобных технологий способно на государственном уровне подстегнуть рыночный потенциал встраиваемых систем.
Как подсчитали аналитики американской компании Strategy Analytics, если Соединенные Штаты введут стандарт на обязательное внедрение V2V/V2I, спрос на встраиваемые системы, умеющие с ними работать, к 2020 г. может достичь 18,8 млн уникальных экземпляров в год. Эксперты также прогнозируют, что американский стандарт будет принят к концу президентского срока Барака Обамы в 2016 г., а внедряться начнет с 2017 г.
Европейский автопром такой стандарт уже принял на уровне индустрии. Car-2-Car Communication Consortium (C2C–CC), союз автопромышленников Европы, в который входят такие гиганты, как BMW, Volvo и Renault, не так давно подписал меморандум, согласно которому каждый производитель к 2015 г. должен внедрить коммуникационные технологии как минимум в одну модель своего автомобильного ряда.
Тем временем в России с 1 января 2014 г. вступил в действие закон, обязывающий производителей и импортеров легковых автомобилей внедрять «русский V2I». Все новые модели, поступающие в обращение на территории РФ, в перспективе будут оснащаться навигационным оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС». Заявленные цели российской системы гораздо скромнее – не предотвращать аварии, но дать автомобилистам возможность отправить в экстренную службу сигнал бедствия в случае ДТП.
В НИС ГЛОНАСС, однако, пояснили, что терминалы «ЭРА ГЛОНАСС» имеют неограниченные возможности для разработки систем, обеспечивающих безопасность отдельных водителей и транспортного потока в целом. «В частных проектах возможны различные варианты, вплоть до сопряжения с личным персональным смартфоном, ПК, дорожной инфраструктурой, системами обеспечения безопасности вождения; взаимодействия с другими участниками движения (системы типа круиз-контроль), другими устройствами автомобиля», – рассказали CNews в пресс-службе компании.
При этом выбор встраиваемой системы, управляющей взаимодействием между автомобилями и инфраструктурой, отдается на откуп производителям авто. Никаких дополнительных ограничений на выбор конструктивного решения, аппаратного и программного обеспечения, которые могут использовать производители терминалов, не накладывается, добавили в федеральном операторе НП «ГЛОНАСС», который назначен единственным исполнителем работ по национальному проекту систем аварийного реагирования. «Производитель может изготавливать терминал как в виде отдельного, функционально законченного устройства, так и в виде составной части бортовой мультимедийной системы. Главное, чтобы терминал соответствовал ГОСТам и успешно прошел необходимые испытания», – прокомментировал вице-президент НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко.