|  |  | 
| Обзор подготовлен | При поддержке |  
|  |  |  Системные проблемы мешают ИТ-образованию на Украине
 Востребованность ИТ-образования на украинском рынке обусловлена как ростом сегмента ИТ-услуг, так и проникновением ИКТ в повседневную жизнь людей. Важность постоянного обучения профессионалов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, стала очевидной и для специалистов в области образования, и для самих «айтишников». Уровни образования Особенность современного мира состоит в том, что инновационный процесс постоянен. Периодическое появление технологических новинок требует обеспечения рынка специалистами определенной квалификации, в частности, ИТ-специалистами. Для Украины, как, наверное, и для многих других стран, можно выделить 4 основных сегмента ИТ-образования: подготовка специалистов в учебных заведениях (условно назовем ее базовой  сегмент А);обучение и повышение квалификации технических специалистов высокого уровня (авторизованные курсы по оборудованию, программному обеспечению, проектному менеджменту, ИТ-безопасности и т.д.  сегмент Б);повышение квалификации специалистов (специальные курсы по прикладному программному обеспечению  для бухгалтеров, кадровому учету, менеджеров, программистов и т.д.  сегмент В);пользовательские курсы (начальный уровень, предполагающий изучение основ работы с ПК, офисных, графических и других пакетов  сегмент Г).
 В настоящее время образование, которое получают на Украине во всех учебных заведениях, кроме школ и дошкольных учреждений, называют высшим (с «различными оговорками»). Различают учебные заведения 1-4 уровня аккредитации. По сути, скопирована западная система, когда учебные заведения готовят специалистов по различным образовательно-квалификационным уровням: младший специалист (после окончания техникума, училища и других учебных заведений 1 уровня аккредитации); бакалавр (после окончания колледжа и других учебных заведений 2 уровня аккредитации); специалист, магистр (после окончания высших учебных заведений 3 и 4 уровня аккредитации).
 Подготовкой специалистов на Украине занимаются 664 учебных заведения 1-2 уровня аккредитации и 315  3-4 уровня (без учета филиалов). При этом для первых количество студентов составляет 107 на 10 000 населения, а для вторых  285. Для рынка ИКТ достаточно большое количество высших учебных заведений 3-4 уровня аккредитации ведут подготовку по соответствующим специальностям. Количество вузов, готовящих специалистов по ИКТ-специальностям:  
| Специальность | Кол-во вузов |  | Информационные системы и технологии | 25 |  | Программное обеспечение информационных систем | 23 |  | Прикладная математика | 22 |  | Электронные системы | 11 |  | Информационные технологии проектирования | 9 |  | Производство электронных средств | 9 |  | Компьютерно-интегрированные технологические процессы и производства | 8 |  | Микроэлектроника и полупроводниковые устройства | 8 |  | Телекоммуникационные системы и сети | 7 |  | Системное программирование | 6 |  | Технологии и средства телекоммуникаций | 6 |  | Электронные приборы и устройства | 6 |  | Робототехнические системы и комплексы | 4 |  | Информационная безопасность | 3 |  | Проектный менеджмент | 3 | 
 Источник: Министерство образования и науки Украины (www.education.gov.ua) В феврале 2003 г. на Украине была утверждена «Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для области связи и сферы информатизации до 2007 года», которая должна быть положена в основу подготовки ИТ-специалистов. Эта концепция разработана Государственным комитетом связи и информатизации Украины при участии ведущих специалистов Одесской национальной академии связи им. О. С. Попова, Института телекоммуникаций НАН Украины, Киевского института связи, Главного учебного центра «Укртелеком», Украинского научно-исследовательского института связи, Украинского научно-исследовательского института радио и телевидения, Киевского, Львовского и Одесского техникумов связи. Она содержит положения, определяющие тенденции развития отрасли и подготовки специалистов для нее. Нормативная база для ИТ-образования Подготовка украинских специалистов для ИТ-отрасли, как и других специалистов, осуществляется в установленном правовом поле: Постановление Кабинета министров Украины «О Государственной национальной программе „Образование“ (Украина ХХІ столетие)» от 01.11.1993 г.; Указ президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования Украины» от 12.09.1995 г.; Указ президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования Украины» от 09.10.2001 г. № 941/2001; Приказ Министерства образования Украины от 02.06.1993 г. об утверждении «Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины»; Постановления КМУ от 15 сентября 1999 г. № 1697 «Национальная программа патриотичного воспитания населения, формирование здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных основ общества»; Приказ Министерства образования и науки Украины от 08.12.95 № 340 «Об утверждении Положения об организации экстерната в вузах Украины»; Концепция национального воспитания, одобренная Всеукраинским педагогическим советом работников образования Украины 30 июня 1994 г.; Приказ Министерства связи Украины от 22.05.1995 г. о создании Ведомственного наставительно-научно-производственного комплекса «Связь» на базе Украинской государственной академии связи; Указ президента «О дополнительных мерах относительно усиления борьбы с коррупцией, другими противоправными действиями в социально-экономической сфере и обеспечения экономного расходования государственного средства» от 16.11.2000 г. за № 1241/2000; «Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для области связи и сферы информатизации до 2007 года» № 19 от 03.02.2003 г.; Проект Национальной доктрины развития образования на Украине в ХХІ веке.
 Текущее состояние украинского ИТ-образования Чтобы говорить об уровне образования ИТ-специалистов на Украине, нужно отметить достаточно большое число противоречивых факторов и аргументов: Сегодня интерес к преподаванию информационных технологий носит на Украине разносторонний характер  от обучения элементарным навыкам работы на компьютере до участия в проектах национального масштаба;Имеют место серьезные «пробелы» в компьютерной грамотности школьников (которые приходится ликвидировать в дальнейшем образовании) из-за отсутствия в школах компьютерных классов и доступа в интернет, а также подготовленных педагогических кадров. Налицо «необученность» наших учителей в этой области, недостаток хороших электронных образовательных ресурсов и практически полное отсутствие методических рекомендаций по их использованию. Согласно проекту государственной программы «Электронная Украина» только к 2007 г. должно завершиться оснащение украинских школ компьютерной техникой;Украинское государство не способно финансировать в достаточном объеме учебные программы, соответствующие международным стандартам. Однако уже сделана первая попытка сосредоточиться на разработке единой концепции развития образования в соответствии с международными требованиями рынка («Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для области связи и сферы информатизации до 2007 года»);Для получения навыков и знаний, отличающих действительно квалифицированного ИТ-специалиста, требуется фундаментальная подготовка. Давление со стороны ИТ-отрасли приводит к тому, что программы по управлению информационными системами во многих учебных заведениях позволяют студентам отказаться от изучения высшей математики, теории алгоритмов и схемотехники  ядра традиционной информатики, методов проектирования вычислительных систем и электротехники;Развитие компьютерной индустрии во многом зависит от количества и качества выпускников вузов по ИТ-специальностям. Казалось бы, что украинская система образования вправе ожидать поддержки со стороны промышленности. Однако сегодня лишь западные компании Intel и Microsoft развивают собственные программы поддержки образования;Большинство преподавателей не имеют представления о стандартах ИТ-образования, например, Computing Curricula 2001: Computer Science  рекомендациях по преподаванию информатики, разработанных ACM и IEEE Computer Society (CC 2001-CS). Текущая версия  СС2001-CS  многоплановый документ, в котором накоплен опыт сотен квалифицированных программистов и педагогов. Она содержит интересную дискуссию относительно возможностей адаптации рекомендованных учебных планов к требованиям различных вузов, имеющих свои собственные цели и задачи;Хотя предприятия подбирают кадры, выясняя при этом не только уровень профессиональной подготовки, но и умение творчески подходить к решению задач, тем не менее, постоянно возникает потребность в их доучивании. Предприятия вынуждены повышать квалификацию своих сотрудников собственными усилиями или с помощью сети учебных центров (авторизованных и доморощенных). Причем предпочтение отдается частным учебным центрам, которые в свою очередь очень редко проявляют лояльное финансовое отношение и высокий профессионализм;Труд программистов становится все более зависящим от технологии, однако, с другой стороны, в эту сферу начинают приходить недостаточно подготовленные специалисты. Отсутствует специальность «Программная инженерия», которая позволила бы программным инженерам применять знания для того, чтобы более эффективно использовать новые технологии.Отсутствие специальностей «Экономика информационных систем», «Электронный бизнес» и некоторых других вряд ли свидетельствует о том, что в вузах хорошо представляют, в каком направлении развивается ИТ-индустрия; Пока нет осознания перспектив развития ИТ-образования по аналогии с моделью развитых стран, где выделяют 4 самостоятельных и независимых направления: информатика (computer science), разработка аппаратных платформ (сomputer engineering), программная инженерия (software engineering) и информационные системы (information systems).
 Авторизованное и авторское обучение в украинских учебных центрах По мнению аналитиков, полученные сегодня знания «устаревают», в среднем, через год. Поэтому постоянно остро ощущается потребность в дополнительных знаниях, которые можно получать на различного рода курсах, семинарах и тренингах. Известно, что западные компании тратят на обучение сотрудников от 2 до 10% фонда заработной платы. По некоторым оценкам для украинских компаний этот показатель составляет 0,1 %. Тем не менее, интерес со стороны бизнеса вызвал бурный рост всевозможных предложений в сфере дополнительного ИТ-образования от самых различных организаций. Все дополнительное ИТ-образование (сегменты Б, В, Г) в Украине дают учебные центры общего профиля, сетевые академии, консалтинговые структуры, учебные центры компьютерных фирм и другие предприятия, нередко не имеющие лицензий на образовательную деятельность. Средняя продолжительность обучения на этих курсах составляет 25 дней, хотя имеются и семестровые курсы. Средняя цена за обучение в наиболее известных украинских учебных центрах различных сегментов в расчете на одного слушателя составляет: от $400 до $1500 (сегмент Б);от $200 до $500 (сегмент В);от $30 до $150 (сегмент Г).
 Как известно, идея авторизованного курса состоит в том, чтобы в ходе его проведения слушатель получил то, что спланировал вендор, создавая курс и потратив на него значительные суммы денег. Подобные курсы отрабатываются во всем мире, и их качество достойно внимания. Во всех авторизованных учебных центрах одинаковые учебники, сертифицированы оборудование и преподаватели. В любом авторизованном центре преподаваемый курс дает стандартный объем знаний, на который рассчитывает вендор. В среде технических специалистов наиболее авторитетными считаются авторизованные курсы таких компаний, как Cisco, Microsoft, Oracle, Hewlett-Packard. Многие учебные центры стараются быть более универсальными, осваивают дополнительные направления, испытывая потребность в расширении спектра услуг. Преимущество специализации в том, что она позволяет глубже вникнуть в данный предмет, уделить ему больше внимания. У постсоветских людей другой подход к обучению, в первую очередь ввиду более требовательной аудитории. Поэтому слушатели авторизованных курсов хотят получить не только знания по конкретным продуктам, но и по смежным технологиям. Преподаватель должен быть компетентным не только в рамках собственного курса, но одновременно обладать дополнительными знаниями и методиками, быть консультантом. Многие учебные центры стараются быть более универсальными, осваивают дополнительные направления, испытывая потребность в расширении спектра услуг. Преимущество специализации  в том, что она позволяет глубже вникнуть в данный предмет, уделить ему больше внимания. У постсоветских людей другой подход к обучению, в первую очередь, ввиду более требовательной аудитории. Поэтому слушатели авторизованных курсов хотят получить не только знания по конкретным продуктам, но и по смежным технологиям. Преподаватель должен быть компетентным не только в рамках собственного курса, но одновременно обладать дополнительными знаниями и методиками, быть консультантом. Многие центры делают ставку на авторские курсы, которые читают специалисты, имеющие практический опыт работы с этими методиками (или оборудованием) и прошедшие обучение как тренеры-консультанты. ИТ-образование  один из многих сегментов бизнеса, существующих в очень жестких условиях конкуренции, но цены здесь вряд ли находятся на нижнем уровне рентабельности, хотя бы потому, что курсы проводятся нерегулярно, а содержать штат нужно постоянно. Создание бизнеса, построенного на деятельности независимого учебного центра,  дело дорогостоящее. Для этого необходимы помещения, преподаватели, оборудование, служба маркетинга и т.д. При этом обучение  не самый прибыльный бизнес с очень большим периодом окупаемости оборудования. Поэтому совершенно логичным было появление во многих компаниях подразделений, занимающихся обучением. Одновременно учебный центр как подразделение компании выполняет еще и маркетинговую роль, позволяя предоставлять более широкий спектр услуг. Как известно, ведущие мировые производители программного и аппаратного обеспечения создали и постоянно совершенствуют свою собственную систему обучения и контроля над знаниями. Специалистам, успешно сдавшим один или несколько экзаменов, присваивается звание сертифицированного специалиста и выдается сертификат международного образца. Ряд учебных центров предоставляет возможность прохождения тестирования благодаря партнерству с такими известными мировыми компаниями, как Thomson Learning Prometric и VUE (Virtual University Enterprise). Сергей Зелинский / CNews | 
 |