| 
| 
 Обзор подготовлен при поддержке |  
|  |    
 Cognitive Technologies: Создание Межгосударственного
информационно-маркетингового центра (МИМЦ) государств-участников СНГ 
 После успешных примеров формирования информационно-маркетинговых центров в российских регионах был взят курс на создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра (МИМЦ) государств-участников СНГ. Проект МИМЦ реализуется совместно компанией Cognitive Technologies и ИСА РАН (Институтом системного анализа РАН) в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» в соответствии с решением Экономического совета СНГ. Целью создания МИМЦ  обеспечение благоприятных условий для развития торгово-экономических связей экономических субъектов государств-участников СНГ, а также формирование и развитие инфраструктуры рынка товаров государств-участников СНГ, при котором обеспечивается равный и с минимальным количеством посредников доступ на него товаропроизводителей и покупателей. Межгосударственный информационно-маркетинговый центр является частью системы информационно-маркетинговых центров (СИМЦ), которая создается в государствах-участниках СНГ с целью развития экономического сотрудничества между участниками национальных рынков. Он объединяет национальные информационно-маркетинговые центры, которые будут созданы в каждом государстве-участнике СНГ. При этом в России, национальный ИМЦ в свою очередь будет объединять региональные ИМЦ, которые будут созданы при каждом субъекте федерации данной страны. Задачей МИМЦ станет общее управление системой ИМЦ, а также выработка единых организационных, технологических, функциональных стандартов работы СИМЦ. Структура системы информационно-маркетинговых центров (СИМЦ) 
 Основные задачи МИМЦ: 
	продвижение на рынки товаров и продукции, произведенной промышленностью государств-участников СНГ;координация деятельности республиканских и межрегиональных информационно-маркетинговых центров, как связующих звеньев между производителями и потребителями товаров;устранение информационных барьеров между производителями и потребителями товаров, формирование и оперативное предоставление объективной информации о конъюнктуре рынков, потенциальных возможностях производства;обеспечение всем поставщикам и потребителям продукции равных возможностей для выхода на рынок, содействие развитию кооперационных связей между предприятиями СНГ. Для решения этой задачи будут использованы коммуникационные возможности интернет и современных информационно-коммуникационных технологий. Система информационно-маркетинговых центров будет представлять сеть интегрированных интернет порталов, которые будут поставлять пользователям информацию о продукции и производителях стран СНГ, аналитические данные о состоянии рынка, помощь в поиске поставщиков и покупателей, техническую поддержку в заключении электронных сделок и контроль за их исполнением, функции логистики и т.д. Таким образом, будет упрощен процесс выхода на рынки продвижения своей продукции для всех экономических субъектов, особенно для малых и средних предприятий По мнению экспертов технологии Cognitive Technologies и ИСА РАН, электронная торговля, электронный документооборот, а также сбор и анализ информации максимально подходят для развития инфраструктуры ИМЦ, поскольку они отличаются высокой степенью универсальности, и могут быть использованы как государственными организациями, так и коммерческими компаниями. Информационно-маркетинговыйцентр (ИМЦ) 
 Межгосударственный информационно-маркетинговый центр будет осуществлять следующие функции:  
создание и ведение информационного фонда;аналитическая деятельность;информационное обслуживание пользователей;маркетинг, включающий комплексное исследование рынка, анализ производственно-сбытовых возможностей предприятий, разработку маркетинговой стратегии и программы, организацию и контроль маркетинговой деятельности;консалтинговая деятельность;ведение отчетности;проведение конкурсов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд;ведение электронного документооборота;поддержание сайта МИМЦ;организация обмена данными с внешними ресурсами;информационное взаимодействие с национальными ИМЦ;статистический анализ данных;сбор и обработку статистики;выполнение административных функций. В состав МИМЦ входят следующие функциональные подсистемы: 
Информационно-аналитическаяподсистема (ИАП)  подсистема позволяющая получать настраиваемые отчеты по базе данных СНГ, производить выборку данных во внешних источниках информации и БД СНГ, исследовать данные из БД СНГ с помощью средств многомерного анализа, прогнозировать объемы потребностей и продаж, рассчитывать статистические критерии прогноза наступления рисковых ситуаций, экспортировать данные в системы персональной аналитики;Электронная торговая площадка (ЭТП)  подсистема для обеспечения проведения в электронном виде торгов в сфере B2G и B2B; Информационный фонд (ИФ)  подсистема одновременной поддержки классификаторов товаров и услуг с различной структурой хранения и возможностью описания свойств позиций классификатора и его характеристик;Документооборот электронной торговли (ДЭТ)  подсистема для обеспечения в электроном виде внешнего (взаимодействие с внешними клиентами и участниками торгов, а также связь нескольких ИМЦ между собой и с другими предприятиями) и внутреннего (внутренние бизнес-процессы ИМЦ) документооборота;Подсистема дистанционного обучения (ДО)  подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров и обучения их новейшим информационным технологиям с использованием компьютерных средств дистанционного обучения;Подсистема Интерфейс (ПИ), предназначенная для организации взаимодействия с системами и компонентами автоматизации информационно-маркетинговых задач СНГ и иными системами ЭТ. Подсистемы типового МИМЦ адаптируются к потребностям государств СНГ согласно разрабатываемым частными техническим заданиям. Электронная торговая площадка С помощью этой подсистемы обеспечивается проведение электронных закупок для государственных организаций и заключение сделок о поставках сырья и готовой продукции между предприятиями стран СНГ. Подсистема обеспечивает проведение основных видов конкурсных и внеконкурсных закупок  аукционов, открытого, закрытого, двухэтапного, запроса котировок, закупок у единственного источника. Проведение электронных закупок через конкурсы реализуется в соответствии с требованиями действующего законодательства государств-участников СНГ и нормативно-правовых документов, регламентирующих закупки для государственных нужд. Заключенные сделки юридически оформляются в соответствии с нормами законодательства посредством электронного документооборота. Подсистема Документооборот электронной торговли Документооборот электронной торговли МИМЦ должен включать в себя все стандартные операции обработки документов (регистрация, назначение ответственных, постановка на контроль), в том числе обмен документами между подсистемами документооборота различных ИМЦ. Также документооборот МИМЦ должен поддерживать взаимодействие МИМЦ и структур обеспечения бизнеса  страховыми компаниями, платежными системами, экспедиторскими и аудиторскими фирмами. Все бизнес-операции документооборота и ПО торговой площадки должны соответствовать актуальному состоянию законов РФ и указов министерств и региональных органов власти. Задача поддержания пакета актуальных документов в области торговли также возлагается на ПО системы. Подсистема Информационный фонд Подсистема осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение участников рынка, позволять создавать отчеты и показывать статистику по наличию и спросу на товары, по результатам прошедших торгов, по производителям, поставщикам и потребителям товаров.  Подсистема предназначена для ввода, хранения, упорядочения и извлечения информации, связанной с обеспечением деятельности МИМЦ, торговых площадок, систем закупок. Подсистема позволяет оперировать с информацией о предлагаемых товарах и ценах на них, позволяет загружать информацию из внешних источников, классифицировать ее в форме, удобной для последующего анализа, а затем производить различные выборки для проведения маркетинговых исследований, поиска партнёров. Подсистема дистанционного обучения Подсистема дистанционного обучения обеспечивает решение следующих задач: 
быструю и эффективную организацию процесса обучения и переподготовки персонала МИМЦ по любой тематике для слушателей как в рамках одной локальной сети, так и дистанционно;возможность проведения обучения и тестирования знаний сотрудников МИМЦ независимо от их места расположения и удаленности;качественное и оперативное проведение тестирования знаний персонала МИМЦ по любой тематике;выявление приоритетных направлений дальнейшего обучения персонала МИМЦ, на основе автоматизированного тестирования. Информационно-аналитическаяподсистема ИАП межгосударственного ИМЦ государств-участников СНГ (МИМЦ) решает следующие задачи мониторинга информации: 
оперативный мониторинг СМИ;обеспечение автоматической систематизации и рубрикации поступающей информации;снабжение экспертов эффективным инструментарием для анализа накопленной информации и разработки рекомендаций для руководства;создание полнотекстового архива документов, с возможностью их быстрого поиска по тексту и реквизитам, обеспечение простоты доступа экспертов ко всем хранимым информационным материалам;обеспечение преемственности экспертной деятельности путем максимально возможной формализации экспертных знаний. Подсистема предоставляет возможности автоматического определения тематики документа, то есть автоматическое соотнесение документа тем или иным рубрикам, введенного в нее рубрикатора.  Также в ИАП МИМЦ СНГ реализована система многомерного анализа, предназначенная для оперативного обеспечения пользователей информацией, используемой ими в процессе принятия решений. Система обеспечивает формирование многомерных структуры данных по произвольным запросам пользователя. Подсистема Интерфейс Подсистема Интерфейс, организует функциональное взаимодействие подсистемами и компонентами ЭТ, организует информационный обмен данными между ними. Помимо функциональных подсистем в состав МИМЦ входит подсистема администрирования, которая выполняет следующие функции: 
управление содержанием сайта;управление авторизацией;управление электронными закупками;аудит деятельности МИМЦ;статистической отчетности использования ресурсов;финансовой отчетности;управление базой данных. Она управляет «внутренней» жизнью ИМЦ, включая технологии информационного наполнения портала, технической реализации функциональных задач, ведение внутреннего документооборота и финансовой отчетности. Особое внимание уделено решению вопроса информационной безопасности и защиты данных, представляющих коммерческую тайну.  Для этого в МИМЦ обеспечивается: 
Разделение вычислительной сети на отдельные зоны безопасности;Связь зон безопасности вычислительной сети через специальные коммуникационные устройства типа FireWall;Использование закрытых коммуникационных линий связи с другими государственными организациями;Использование системы разделения ролей и прав доступа к информационным ресурсам портала;Защита документов электронной цифровой подписью;Защита конфиденциальных данных через несимметричное шифрование;Ведение автоматического учета действий пользователей сети. Подсистема осуществляет проверку целостности, подлинности и конфиденциальности хранящейся в МИМЦ информации через механизмы шифрования и электронно-цифровой подписи. Возможность доступа к торговым операциям предоставляется только привилегированным пользователям МИМЦ, прошедшим авторизацию и верификацию средствами авторизации доступа.  Возможность доступа к операциям над информацией предоставляется пользователям МИМЦ, прошедшим авторизацию и верификацию средствами подсистемы авторизации доступа, так же с использованием криптографических методов защиты информации в рамках базовых средств предоставляемых web-сервером.  Перспективы После создания Межгосударственного информационно-маркетингового центра основной задачей станет формирование всей оставшейся системы ИМЦ. В настоящее время идет создание национальных ИМЦ в Украине, Белоруссии и России. В продолжение к последнему проекту ведется работа по созданию региональных ИМЦ во Владимирской, Ленинградской, Кемеровской, Ростовской областях, в Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Позднее начнется строительство ИМЦ и в оставшихся субъектах Федерации. Данные проекты также реализуются Cognitive Тechnologies и ИСА РАН.  По мнению экспертов, создание инфраструктуры ИМЦ позволит государственным организациям на 1520% повысить эффективность расходования бюджетных средств по госзакупокам, и на 3540% снизить расходы промышленных предприятий и коммерческих компаний на организацию сбыта своей продукции. |