| 
| 
 Обзор подготовлен при поддержке |  
|  |  Чукотка - главный конкурент Москвы по затратам на ИТ Переход региональных органов государственной власти на ИТ постепенно набирает обороты, вместе с этим  увеличиваются и расходы субъектов федерации. По уровню финансирования ИТ из региональных бюджетов (в расчете на количество жителей) в 2004 году с большим отрывом лидировала Москва. Второе и третье места по этому показателю заняли Чукотский АО и Санкт-Петербург.
 За последние шесть лет удельное финансирование со стороны региональных бюджетов выросло в семь раз. Показательным стал рост числа регионов, принявших участие в реализации ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития. В 2004 г. их стало на 61% больше (2003 г. - 22 региона, 2004 г. - 36).
 В 2005 г. наметилось значительное увеличение региональной составляющей в софинансировании проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития. По данным этого министерства, доли регионального и федерального бюджетов по линии МЭРТ в 2003 г. и 2004 г. были одинаковы (50%). Однако в 2005 г. заявленное финансирование из региональных бюджетов выросло до 70% при одновременном существенном увеличении софинансирования региональных ИТ-проектов со стороны федеральных заказчиков программы "Электронная Россия". Положительные тенденции здесь отчетливо просматривались еще в прошлом, 2004 году. Так, если в 2003 г. порядка 80% субъектов федерации констатировали недостаточное финансирование работ в сфере информатизации, то в 2004 г. таковых отмечено 32%.1 
 Увеличение регионального софинансирования и числа участников ФЦП "Электронная Россия" в 2002-2005 гг.
 
 Источник: Минэкономразвития РФ  В совокупных госзатратах на ИТ по федеральным округам как в 2003 г., так и в 2004 г. доля центрального федерального округа остается превалирующей. Основным "вкладчиком" - более 80% - здесь остаются московские, не федеральные, госструктуры и, судя по планам столичного правительства, такое положение дел сохранится в течение ближайших трех лет. Правда, по словам Юрия Припачкина, генерального конструктора ГЦП "Электронная Москва" и генерального директора ОАО "Электронная Москва", программа испытывает некоторые проблемы с финансированием, но далеко не в таких масштабах, как ФЦП "Электронная Россия". Бюджет городской целевой программы "Электронная Москва", млн. руб.
 
  
    | год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2003-2007 |  
    | Бюджет города | 3 470 | 3 824 | 3 978 | 4 159 | 4 201 | 19 632 |  
    | Внебюджетные и инвестиционные средства
 | 1 938 | 8 793 | 10 381 | 11 533 | 10 325 | 42 970 |  
    | Всего по программе | 5 408 | 12 617 | 14 359 | 15 692 | 14 526 | 62 602 |  Источник: ГЦП "Электронная Москва"  По показателю удельного финансирования ИТ из местного бюджета Москва так же остается ведущим региональным игроком,  со значительным отрывом опережая другие cубъекты федерации. Если в 2004 г.1  эта цифра для Москвы составила 306 руб./чел. в год, то во втором по этому показателю регионе - Чукотском автономном округе - 101 руб./чел. в год, что в три раза меньше. Субъекты Федерации с наиболее высоким уровнем удельного финансирования
ИТ из регионального бюджета, 2004 г.
 
  
    | № | Субъект Федерации | Удельное финансирование ИТ из регионального бюджета,
 руб./чел. в год
 |  
    | 1 | г. Москва | 306 |  
    | 2 | Чукотский автономный округ | 101 |  
    | 3 | г. Санкт-Петербург | 85 |  
    | 4 | Ленинградская область | 78 |  
    | 5 | Республика Мордовия | 58 |  Источник: Мининформсвязи РФ1 Столь большие отличия между регионами в госзатратах на ИТ, как в абсолютном, так и в удельном выражении свидетельствуют о том, что "цифровой разрыв" между ним не только продолжает сохраняться, но и в ряде случаев увеличивается.  Объем средств, направляемых региональными госорганами на ИТ, в основном отражает уровень экономического развития регионов и возможности бюджетов, которые в большинстве случаев продолжают оставаться более чем скромными. Так, если накануне 2004 г. в России насчитывалось 16 регионов-доноров, то сегодня их немногим более 10.   Субъекты Федерации - лидеры по затратам на информатизацию,2004 г., % от бюджета
 
  
    | № | Субъект Федерации | % от бюджета |  1 | Белгородская область | 1.26 | 
    | 2 | Эвенкийский автономный округ | 1.16 |  
    | 3 | Пензенская область | 1.16 |  
    | 4 | Кабардино-Балкарская Республикая | 0.94 |  
    | 5 | г. Москва | 0.88 |  Источник: Мининформсвязи РФ1 В сфере бюджетных затрат на поддержание имеющейся ИТ-инфраструктуры лидирует Москва, для нее этот показатель составляет порядка 40% от городских ИТ-затрат. Но по уровню региональных затрат на ИТ в процентах к их бюджетам в 2004 г. первой стала Белгородская область (1,26%). Тем не менее, Москва (0,88%) вошла в первую пятерку лидеров, что еще раз говорит не только о значительном внимании столичного правительства к ИТ, но и масштабах информационной инфраструктуры, функционирующей в столице.  1 
Данные мониторинга региональной информатизации проведенного ВНИИ ПВТИ в конце 2004 г., работа выполнена в рамках госконтракта по конкурсу Мининформсвязи РФ  (госзаказчик - Федеральное агентство по информационным технологиям).
 Сергей Шалманов  / CNews Analytics 
 Церен Церенов: Многие ИТ-разработчики некритически заимствуют общепризнанные стандарты из области управления информатизацией предприятий Информатизация органов государственной власти в 2004 г. получила новый импульс в связи с реализацией первого этапа административной реформы и развитием процессов создания элементов «электронного правительства». При этом изменилось само понимание ФЦП «Электронная Россия» как программы, которая в первую очередь направлена на создание возможностей для применения ИКТ в деятельности органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления. О направлениях информатизации и разработке стандартов электронного взаимодействия в органах государственной власти, реализации ФЦП «Электронная Россия» и ее регионального компонента СNews рассказал Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления и новой экономики министерства экономического развития и торговли РФ.
 СNews: В 2004 году процессы информатизации госструктур получили новое развитие в связи с перестройкой структуры федеральных органов госвласти и рядом представленных в правительство концепций, призванных канализировать и направить процессы использования ИКТ в единое русло. Можно ли говорить о том, что в 2004 году появились новые приоритетные сферы и проблемы развития ИТ в госструктурах? 
 Церен Церенов: Да, можно говорить. Появилась сфера архитектуры электронного государства как отражение необходимости унифицировать требования к информационным системам поддержки государственного управления в целях обеспечения защиты интересов не только чиновников, но и граждан, а также обеспечения взаимодействия информационных систем разных поставщиков и ведомств между собой. 
 СNews: Как в эти процессы вписываются ИТ-направления, которые министерство экономического развития и торговли реализовывало в рамках ФЦП «Электронная Россия» и других программ? 
 Церен Церенов: Они не «вписываются», наоборот, появление этих процессов как раз было инициировано в рамках работ по ФЦП «Электронная Россия». 
 СNews: В декабре 2004 г. была представлена новая редакция федеральной целевой программы «Электронная Россия». Какое место займет обновленная «Электронная Россия» в программах развития ИКТ в России? 
 Церен Церенов: Изменилось само понимание программы. Если раньше считалось, что в программе выделяются деньги на информатизацию государства, то сейчас программа обеспечивает лишь общую минимальную инфраструктуру, а главная ее часть  создание условий для полномасштабного применения ИКТ в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Судите по цифрам: в 2004 г. 1,7 млрд. рублей прошло через программу, а 50 млрд.  через бюджеты информатизации. Программа  это, прежде всего, исследовательская и координационная работа.
 Полный текст интервью |