| 
| Обзор подготовлен |  
|  |  
 Леонид Гольденберг: Интегратор должен предложить сценарий развития информационной системы во времени.
 На вопросы CNews отвечает Леонид Гольденберг, председатель правления компании «Систематика». CNews: Как факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка сетевой и системной интеграции в России? Леонид Гольденберг: Системная интеграция — очень многообразная составляющая ИТ-рынка. Ее доля в общем объеме постоянно растет — сейчас она составляет 30%, а по прогнозам через 5 лет достигнет 70-75%. Сегодня системной интеграцией занимаются и производители компьютерной техники, и дистрибьюторы, и операторы, и «чисто» системные интеграторы. То есть налицо тенденция расширения деятельности ИТ-компаний в сторону сетевой и системной интеграции. Параллельно у ряда компаний происходит формирование более узкой отраслевой  или технологической специализации — инженерной и т.д. Новая тенденция — развитие интеграторского бизнеса крупными западными компаниями, которые раньше предпочитали работать через российских партнеров (HP, IBM, SUN, Alcatel, Siemens и др.). Создаются собственные консалтинговые и  интеграторские  подразделения для решения задач заказчика «под ключ». Этот фактор внесет существенные изменения в сложившуюся схему работы на рынке. Важная тенденция, которая становится все более явной — это зависимость бизнеса от ИТ. Простой вопрос — что будет с бизнесом, если откажет биллинговая система оператора, автоматизированная банковская система или АСУ ТП доменного цеха или компрессорной станции? Каковы будут штрафные санкции и убытки и за простой транспорта из-за сбоев в информационной системе, в которой ведется учет отгрузок продукции? Это предъявляет новые требования к уровню отказоустойчивости, надежности информационных систем и, соответственно, к сетевой и серверной инфраструктуре. Более того, развитие бизнеса порождает новые и четкие требования к ИТ-инфраструктуре. Например, обязательным условием сотрудничества с иностранными платежными системами является наличие резервного центра обработки данных (ЦОД) в другом помещении, здании или даже районе. Если же его нет, варианта всего два — отказаться от данного направления бизнеса или построить резервный ЦОД. Поэтому интегратор взаимодействует уже не только с руководителем ИТ-подразделения компании, а с первыми лицами, с которыми он говорит уже не на языке технологий, а на языке бизнеса. Главный тезис — системный интегратор должен не закрывать текущие потребности, а продумывать направления развития. Я, как интегратор, предлагаю заказчику именно такое решение, потому что сейчас в его корпоративной системе есть то-то и то-то, учитывая развитие бизнеса, через полгода возникнет такая-то потребность, через год — такая. Интегратор должен предложить сценарий развития информационной системы во времени. Еще одна знаковая, на мой взгляд, тенденция — передача компаниями ряда полномочий и задач (например, поддержание и обслуживание ИТ-инфраструктуры)  специализированной компании-аутсорсеру на условиях, четко определяющих стоимость и уровень качества предоставляемых услуг. Наконец, необходимо отметить изменение структуры спроса и, соответственно, предлагаемых решений. На потребность со стороны государственных структур в построении мультисервисных сетей, хранилищ данных или решениях по защите информации рынок быстро отвечает соответствующим предложением. Растет спрос со стороны SMB-cектора, соответственно, появляются новые готовые решения для данной группы заказчиков, не требующие длительного внедрения и дорогостоящего сопровождении. Ключ к успеху в этом сегменте рынка — способность предложить заранее настроенное решение. CNews: Как изменились за последнее время методы построения ИТ-инфраструктур для отечественных предприятий? Леонид Гольденберг: У крупных корпоративных заказчиков происходит  переход от унаследованной «лоскутной» автоматизации к консолидации ИТ-ресурсов, использованию единых корпоративных стандартов и платформ, что находит отражение в построении ИТ-инфраструктуры. Это связано с возрастанием рисков, связанных с простоями информационных систем, отсутствием доступности сервисов и потерей данных, т.е. повышением зависимостью бизнеса большинства современных предприятий от ИТ. Второй существенный момент — стремление к централизации, сосредоточению ресурсов для удобства управления и экономии на эксплуатации и поддержке. И в-третьих, «профилактика болезни дешевле ее лечения». Этот принцип реализуется в виде использования комплексных систем управления вычислительной инфраструктурой  и все более активного внедрения систем управления ИТ-сервисами и пониманием сервиса как предоставления услуги. CNews: Какова, из вашей практики, специфика подобных проектов в промышленном секторе? Леонид Гольденберг: Этот вопрос во многом связан с предыдущим. Специфика проектов определяется целым рядом факторов, такими как: особенности бизнеса и географическое расположение компании, уже существующее оборудование и ПО, требования по надежности, отказоустойчивости, скорости передачи информации, максимально допустимого времени задержки и многое другое. Очевидно, что защищать, обрабатывать и сохранять данные, обеспечивать доступность информационных сервисов, использующих эти данные, лучше всего, сосредоточив их на одной площадке и разместив резервную копию на другой. Политика централизации вычислительных ресурсов нашла воплощение в технологии создания и эксплуатации центра обработки данных. Назначение ЦОД — обеспечить безотказную работу основных информационных систем предприятия. Уровень готовности информационных систем определяется не только надежностью серверов и ПО, но и «обеспечивающей» инженерной инфраструктуры — комплекса систем бесперебойного энергоснабжения, вентиляции, кондиционирования, пожаротушения и т.д. Выбор тех или иных решений, составляющих ЦОД, опять же зависит от требований к непрерывности бизнес-процессов. Построение адаптивной инфраструктуры и предоставление ресурсов по требованию — это не просто лозунги, а осознанный подход к созданию корпоративных информационных систем. Пример — при построении серверной инфраструктуры принцип адаптивного подхода заключается в постепенном наращивании мощности и состава вычислительного комплекса в соответствии с текущими и прогнозируемыми потребностями и развитием технологий. На первом этапе создается специально выделенное помещение с полным набором обеспечивающей технической инфраструктуры. Размер и мощность рассчитываются для максимальных значений, необходимых для развития информационных систем минимум на 4-5 лет. А состав серверных комплексов, сетевого оборудования и систем хранения формируется в соответствии с текущими потребностями. CNews: Какие стратегии управления ИТ-инфраструктурой доминируют сегодня в российских госструктурах? Леонид Гольденберг: Первое — это централизация управления, финансовых потоков и принятия решений, особенно если речь идет о крупных государственных структурах, имеющих разветвленную региональную  сеть. Второе — реализация принципа «единого окна» и связанных с ней консолидации информации и создании единых баз данных, что сопровождается обсуждаемыми сейчас изменениями в законодательной базе. Эти изменения, а также предоставление информационных сервисов широкому кругу потребителей остро ставит  вопрос обеспечения надежной защиты информации. Это стратегия. Тактика — это выбор методологии и инструментария, на которых должно строиться управление. Учитывая специфику информатизации госорганов, ограничения внутренних ресурсов и намечающуюся тенденцию к передаче специализированным подразделениям обслуживания и поддержки инфраструктуры и информационных систем  наиболее подходящей, на мой взгляд, является сервисный подход к управлению ИТ-инфраструктурой. Сервисный подход  базируется на методологии IT Service Management, которая лежит в основе большинства созданных на сегодняшний день систем управления ИТ-ресурсами и ИТ-услугами. CNews: Какие методы снижения затрат на управление ИТ-инфраструктурой поставщики готовы предложить в настоящий момент? Леонид Гольденберг: Отечественные предприятия и государственные структуры начали уделять все больше внимания стоимости владения (ТСО) и мерам по ее снижению. Основные методы снижения затрат — это использование новых технических решений, виртуализация ресурсов и организационные мероприятия, направленные на повышение производительности и управляемости, а также снижение эксплуатационных расходов на обслуживание, электроэнергию, кондиционирование, снижение затрат на восстановление после сбоев и отказов. Централизация вычислительных ресурсов в рамках ЦОД позволяет достичь экономии за счет снижения затрат на управление и администрирование, защиту, предоставление «обеспечивающих» инженерных коммуникаций, а также за счет сокращения количества и, соответственно, стоимости лицензий на ПО. Консолидация данных в ЦОД в рамках одной системы хранения данных сокращает количество единиц оборудования и повышает эффективность использования дискового массива и надежность хранения. Консолидация серверов сокращает количество единиц оборудования, упрощает администрирование и сокращает энергопотребление. Использование новых технологических решений также позволяет снизить стоимость владения. Например, в последнее время растет рынок блейд-систем, которые более компактны и удобны в эксплуатации. По стоимости решение не намного больше, чем набор отдельно стоящих серверов, но быстрее окупается за счет экономии электроэнергии, кондиционирования, вентиляции, стоимости арендуемых площадей. Современные технологии обеспечивают возможность виртуализации ресурсов — возможность деления или консолидации ресурсов для поддержки рабочих нагрузок любого типа приложений «по требованию». Многое зависит от повышения управляемости. Системы управления ИТ-инфраструктурой позволяют осуществлять мониторинг состояния компонентов, оповещать об аварийных событиях, выполнять действия, направленные на устранение критических состояний элементов инфраструктуры. По оценкам IDC, внедрение систем управления ИТ-ресурсами позволяет снизить общие потери, вызванные простоем компонентов ИТ-инфраструктуры, более чем на 30%, на столько же сократить время простоя приложений, что существенно повышает работу пользователей и эффективность работы ИТ-инфраструктуры. И, наконец, стоимость владения зависит от правильного выбора решения. Не секрет, что зачастую компании тратят в два-три раза больше, чем они заплатили бы, создавая более мощную инфраструктуру с самого начала. CNews: Отмечаете ли вы сохранение «перевеса» ИТ-инвестиций отечественных заказчиков в пользу аппаратных средств?  Леонид Гольденберг: Сегодня полной инфраструктурной «насыщенности» еще нет. И это относится не только к госсектору, а к ИТ-рынку вообще. Тому есть несколько причин. Во-первых, происходит естественный процесс обновления парка вычислительной техники, каждые 3-5 лет для оборудования стандартной архитектуры и 8-10 лет для более тяжелых решений. Во-вторых, развитие новых технологий и появление новых решений (IP-телефония, сети хранения данных, блейд-системы и др.) обуславливает постоянную модернизацию аппаратных средств и совершенствование подходов к построению инфраструктуры. Но акценты все больше смещаются от инфраструктурных к системообразующим проектам, что справедливо и для госсектора — государство все больше использует ИТ для решения своих функциональных задач — информационных систем для обеспечения социальных сервисов, управления недвижимостью, решения задач национальной безопасности. CNews: Какие крупные инфраструктурные проекты были реализованы компанией «Cистематика» в ТЭК? Леонид Гольденберг: В области инфраструктурных решений «Систематика» является универсальной компанией, реализующей решения в области сетевой, серверной  и технологической инфраструктуры, АСУ ТП и систем управления информационно-вычислительными ресурсами, обеспечению информационной безопасности, что нашло отражение в последних реализуемых проектах. Один из крупных последних проектов — участие в строительстве пункта налива нефти мощностью 9 мил. тонн в год в под городом Уяр Красноярского края. Сооружение данного объекта имеет важное значение для снабжения нефтеперерабатывающих предприятий на востоке страны. «Систематика»  реализует полный комплекс работ по проектированию, поставке и монтажу систем АСУ ТП нефтеналивного объекта, включая автоматизированную железнодорожную эстакаду герметичного налива нефти на 74 вагоно-цистерны. Создана система ведения технологического процесса приема нефти, хранения и отгрузки в железнодорожные цистерны. Компания ведет масштабные проекты в области связи. «Систематика» выиграла тендер на реализацию проекта по созданию систем технологической для обеспечения эксплуатации и безопасности работы компрессорных станция и газопровода, идущего от северных районов Тюменской области через Сургут и Омск. В области вычислительной инфраструктуры мы сейчас реализуем несколько проектов по созданию катастрофоустойчивых  Центров Обработки Данных (ЦОД) с комплексом обеспечивающих инженерных систем, один из которых — в ООО «Сургутгазпром». «Систематика» развивает отраслевую экспертизу по реализации систем управления ИТ-ресурсами (металлургия, газовая, нефтяная промышленность, крупные государственные структуры). Именно сейчас этот класс решений становится все более востребован. Сложные технологичные производства требуют постоянного мониторинга состояния всех систем, ранней диагностики и оповещения об отклонении параметров от заданных нормативов. Поэтому для предприятий, особенно с непрерывным циклом производства, так важна правильная организация управления ИТ-ресурсами, базирующаяся на процессном подходе к организации управления ИТ-услугами (Information Technology Service Management). Проект, реализуемый нами в ООО «Сургутгазпром», прошел аудит крупнейшей европейской консалтинговой компании PinkRoccade и получил экспертное заключение на соответствие стандартам ITIL. CNews: Спасибо. 
 |