| 
| Обзор подготовлен | При поддержке |  
|  |  |  IP-телефония: грядет «время Ч» Практически никто уже не сомневается, что в скором времени IP-телефония будет доминировать как технология связи. Специалисты называют различные даты «времени Ч».
 Говоря о перспективах корпоративной IP-телефонии, принято демонстрировать графики, на которых прогнозируется снижение количества проданных портов традиционной телефонии и одновременно  рост количества проданных IP-портов. Через некоторое время наступает такой момент, когда число проданных портов обоих типов становится одинаковым. Далее IP-порты начинают доминировать на рынке, и можно говорить о «полной победе» IP-телефонии над традиционной. Анализ отчетов аналитических агентств, проведенный менеджером по проектам и предложениям компании Avaya Георгием Санадзе на 8-ой конференции по IP-телефонии, привел к любопытным выводам. В частности, чем раньше сделан прогноз относительно перспектив корпоративной телефонии, тем раньше ожидается точка перекрытия объемов продаж портов IP телефонии над объемами продаж традиционных TDM-портов с последующим преобладанием первых. Мировые поставки «унаследованных» и IP-УАТС* (прогноз) *  IP-УАТС  учрежденческая автоматическая телефонная станция (Private Branch Exchange, PBX) с поддержкой интернет-протокола (IP)
 
 Источник: Allied Business Intelligence, 2001 Действительно, прогноз агентства Allied Business Intelligence, сделанный в начале 2001 года, показывает, что такое перекрытие, при котором количества отгруженных линий традиционных («унаследованных») УАТС и УАТС с поддержкой IP, сравняются, должно было наступить уже в 2003 году. Однако 2003 год уже прошел, и этот прогноз не сбылся. Мировые поставки оборудования традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (прогноз) 
 Источник: Gartner Group, 2002 Более сдержанный прогноз аналитической компании Gartner Group, сделанный в 2002 году, показывает, что перелом в сторону IP наступит в середине 2005 года; исследовательская компания Giga Research наметила этот срок на 2006 год. Один из последних отчетов той же Gartner Group, выпущенный в августе 2003 года, отодвинул заветную дату еще на пару лет  на 2007 год. Доля оборудования традиционной и IP-телефонии в корпоративном секторе 
 Источник: Giga Research, 2002 Традиционная телефония постепенно сдает позиции, и, таким образом, в настоящее время фактически конкурируют два подхода к построению систем корпоративной телефонии  решения на базе конвергентных систем и решения на базе LAN-телефонии. Мировые поставки оборудования (УАТС) традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (с 2003 г.  прогноз) 
 Источник: Gartner Group, 2003 Из прогноза аналитического агентства InfoTrack, в частности, следует, что к 2006 году в мире доля проданных IP-портов на базе конвергентных систем составит порядка двух третей от общего количества IP-портов. Мировые поставки оборудования корпоративной IP-телефонии, 19992006 (с 2003 г.  прогноз) 
 Источник: InfoTrack, 2002 Эти прогнозы подкрепляются реальной статистикой продаж по региону ЕМЕА за 20002002 годы и оценочными данными на 2003 год, сделанными в августе 2003 года исследовательской компанией Gartner Group. По мнению Георгия Санадзе, эти данные свидетельствуют о том, что: «традиционные» и IP-порты мигрируют от «чистых платформ» в сторону конвергентных систем;суммарное количество «традиционных» портов (как на базе классической телефонии, так и с поддержкой IP) не уменьшается, как следовало ожидать, а наоборот  растет.
 Динамика продаж портов традиционной телефонии в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 20002003 (в процентах к предыдущему году)(2003 г.  оценочные данные)
 
| Порты на базе | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |  | РВХ | -4% | -16% | -12% | -14% |  | IP-РВХ | 325% | 1920% | 132% | 33% |  Источник: Gartner, август 2003 Динамика продаж портов IР-телефонии в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 20002003 (в процентах к предыдущему году)(2003 г.  оценочные данные)
 
| Порты на базе | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |  | IP-РВХ | - | 2929% | 69% | 293% |  | LAN | 299% | 139% | 44% | 146% |  Источник: Gartner, август 2003 Аналогичные тенденции проявляются и при анализе распределения рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии. Так, с 3 квартала 2000 года (фактически тогда и начались продажи IP-решений) по 3 квартал 2003 года, по данным Георгия Санадзе со ссылкой на Synergy Research Group, произошло заметное перераспределение  с 16,2% для конвергентных систем и с 83,8% для решений LAN-телефонии, до 56,8% и 43,2%, соответственно. Это, по мнению г-на Санадзе, свидетельствует о том, что: Компании, сделавшие ставку только на IP, теряют рынок IP портов;IP-порты успешнее продаются поставщиками конвергентных решений.
 Динамика продаж телефонных портов в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 20002003(2003 г.  оценочные данные)
 
 Источник: Gartner, август 2003 Действительно, основные лидеры в сегменте коммуникационных систем на базе LAN-телефонии по итогам 2000 года  компании Cisco и 3Com, занимающие львиную долю рынка (45% и около 20%, соответственно), через три года уступили значительную долю рынка корпоративной IP-телефонии поставщикам конвергентных решений  Avaya, Alcatel, Siemens, Nortel и другим. Перераспределение суммарных рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии(по количеству IP-портов)
 
 Источник: Avaya, Synergy Research Group, август 2003 Таким образом, из всего этого следуют следующие выводы: говорить о закате эры классической телефонии пока рано. Скорее, наоборот, появление IP решений стало своего рода катализатором развития всей отрасли корпоративной телефонии;на данном этапе развития рынка IP-телефония по отношению к традиционной является не замещающей, а дополняющей технологией;ближайшее бизнес-будущее (20042007 годы), по прогнозам аналитиков, пройдет под знаком доминирования конвергентных систем;в отдаленной перспективе нового передела рынка не ожидается, так как переход от конвергентных систем к решениям на базе LAN-телефонии будет происходить на базе уже установленных систем.
 Виталий Солонин / CNews Analytics 
 
 |