|  | 
 | 
| Обзор подготовлен | При поддержке |  
|  |  |  Оценка эффективности ИT-проектов: метод предотвращения кризиса В западной деловой практике все большее значение приобретает оценка эффективности ИТ-проектов, так как является не только важным инструментом управления ИТ-затратами, но и основой взаимодействия различных «групп интересов» в рамках предприятия. Управление эффективностью проектов в сфере ИТ становится одним из ключевых инструментов антикризисного менеджмента.
 На относительно насыщенных западных рынках предприятия находятся в постоянном поиске новых инструментов взаимодействия с различными «группами интересов»: собственными сотрудниками, реальными и потенциальными инвесторами, общественными институтами и государственными органами (Stakeholder-концепт). В то же время не вызывает сомнений заинтересованность менеджмента в постоянном повышении стоимости активов предприятия (Shareholder-концепт). В рамках этих подходов на первый план выходит информация как об эффективности функционирования предприятия в целом, так и эффективности отдельных бизнес-процессов, и в том числе, эффективности исполнения различных проектов в сфере ИТ, которую часто называют «нервной системой» предприятия. Таким образом, данные об эффективности реализации различных ИT-проектов — о внедрении информационной системы, автоматизации бизнес-процессов, структуре затрат на внешний и внутренний консалтинг в сфере ИТ — приобретают особую роль. Как показывает практика, эта информация является не только ключевым инструментом менеджмента, но может также выступать как основа для коммуникационной политики предприятия с различными «группами интересов»: Investor Relations, Public Relations. Инвесторы хотят знать, как исполняются бюджеты проектов, как выглядит структура затрат, насколько выгодно сотрудничество с внешними консультантами и аудиторами в ИТ. Эффективная реализация прошлых проектов в сфере ИТ создает дополнительную мотивацию для сотрудников предприятия в будущих проектах. Кроме того, успешное завершение ИТ-проектов, к примеру, эффективное внедрение информационной системы и автоматизация бизнес-процессов повышают общую стоимость активов предприятия. Именно поэтому менеджменту предприятия необходимо на разных стадиях реализации ИТ-проектов оценивать их эффективность, а также анализировать отклонения от запланированных показателей и искать причину таких отклонений. «Неоценимая» эффективность консалтинговых проектов? Оценка проектов консалтинга и аудита в сфере ИТ еще более специфична, что обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, оценка эффективности консалтингового проекта должна «подтверждать» решение менеджмента о привлечении внешнего консультанта или аудитора, то есть включать анализ эффективности затрат и  информацию о выгодах такого привлечения. С другой стороны, эффективная коммуникация с «группами интересов», как правило, строится на основе анализа возможных альтернатив исполнения проекта, к примеру, отказа от его реализации или реализации внутренними силами предприятия, оценки альтернативных издержек и выгод такого решения. Например, квартальная и годовая отчетность предприятий включает не только описание проектов консалтинга и аудита в ИТ, структуру затрат и выгод проектов, но и обоснования необходимости проведения проекта, выбора того или иного исполнителя, а также описание возможных альтернативных реализаций проекта. Процесс оценки эффективности проекта консалтинга и аудита в ИТ можно разделить на несколько стадий: 
 Стадия планирования проектаАнализ показателей эффективности в ходе реализации  проектовИтоговый анализ эффективности ИТ-проекта.  На разных стадиях применяются различные методы оценки эффективности проектов, которые в общем можно разделить на качественные и количественные. Базой для анализа эффективности на всех стадиях реализации проекта консалтинга в ИТ являются такие методики, как ROI, TCO, Costs Benef ИТ Analysis. Контроль эффективности в ходе исполнения проекта строится на сравнении запланированных и оперативных показателей, анализ причин их возникновения, оценке релевантности реализации возникающих отклонений для проекта в целом, и по возможности, оперативной коррекции отклонений. На стадии планирования Данный этап в процессе оценки отдачи от ИТ-проекта подразумевает разработку такой системы показателей его эффективности, которая позволила бы оценить каждый из них в различные промежутки времени. Важным является создание логической системы сценариев, которая позволила бы выявить возможности появления отклонений в ходе реализации проекта, а также вероятностей их появления. В дополнение к методу сценариев, для планирования и прогнозирования эффективности проекта используются статистические и вероятностные методы, наиболее значимыми качественными методами являются анализ сильных и слабых сторон проекта, возникающих рисков (аналог SWOT), и Gap-анализ.   В ходе реализации Вторая стадия оценки эффективности связана непосредственно с реализацией проекта. Основную роль здесь играет  своевременное обнаружение отклонений показателей эффективности от заданных, анализ причин их появления и возможно более оперативная коррекция в рамках исполнения проекта. При этом необходимо учитывать, что разность возникающих и запланированных показателей эффективности проектов консалтинга и аудита постоянно учитывается «группами интересов» предприятия. Так как возникающие отклонения показателей эффективности могут сделать невозможным исполнение проекта в его первоначальном варианте, необходимой становится не просто коррекция хода проекта, но, возможно, и полная остановка проекта, или радикальная смена курса проекта и всех его составляющих. Поэтому важно, чтобы лица, ответственные за реализацию проекта, обладали всеми необходимыми полномочиями для смены хода проекта, а также для изменения структуры затрат на выполнение проекта. Наиболее важными методиками анализа эффективности, которые используются на данном этапе, являются «системы раннего оповещения» или «сигнальная» концепция, которая учитывает количественные и качественные показатели реализации проекта, сканирование и мониторинг показателей. Следует заметить, что для данной стадии также достаточно эффективным является использование методик оперативного SWOT и GAP-анализа. Итоговый анализ Обобщающий (итоговый) анализ подразумевает оценку эффективности после окончания проекта. Ключевыми методиками оценки эффективности проектов являются: 
 Норма возврата инвестиций (Return on Investment, ROI), Совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO)Анализ выгодности издержек (Cost Benefit Analysis)Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) Показатель ROI рассчитывается на основе соотношения прибыльности/выгодности проекта и совокупных издержек его исполнения. Для оценки совокупных затрат используется показатель TCO, который позволяет проанализировать структуру затрат на всех этапах выполнения проекта, в том числе и скрытые затраты. Оценка выгод охватывает все возможные, количественные и качественные, улучшения и прибыль в результате проекта. Целью анализа выгодности издержек является оптимизация структуры издержек на проведение проекта консалтинга и аудита, выявление статей затрат, которые не оказывают значимого влияния на итоговые показатели эффективности, однако потребляют существенную часть бюджета и ресурсов, и поиск возможностей их сокращения. Balanced Scorecard строится на основе системы количественных и качественных показателей эффективности с учетом различных аспектов реализации проекта. Практика показывает, что многие западные предприятия используют показатели эффективности ИТ-проектов в качестве эффективного инструмента взаимодействия с «группами интересов». В отдельных случаях масштабные ИТ-проекты могут использоваться в качестве своеобразного рычага конкуренции и PR-инструмента. Управление эффективностью различных проектов в сфере ИТ может быть использовано в качестве инструмента даже в антикризисном менеджменте.    Юлия Граванова / CNews Analytics 
 | 
 |