|  |  | 
| Использование автоматизированной информационной системы «Интрамед» при автоматизации деятельности ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава
 Содержание Введение Сфера применения информационных технологий постоянно расширяется, в том числе и в системе здравоохранения. Медицинская информатика, как направление, активно развивается в мире (Николаев А.П., Эльчиян Р.А., 20001; Мационис А.Э., Самсоненко Г.И., Литвиненко А.Н., Павличенко А.Н., Зеньковский А.Я., 19992; Hallvard Laerum, Tom H. Karlsen, Arild Faxvaag, 20033). По мнению В.К. Гасникова (1997, 2001)4, В.А. Гройсмана и др. (2000)5, в настоящее время в здравоохранении наблюдается недостаточно эффективное управление. М.А. Татарников (2002)6 неэффективность управления здравоохранением прямо связывает с невостребованностью в практике управления достижений в области менеджмента  принципов, методов и технологий современного менеджмента. Это и выдвигает проблему управления здравоохранением на всех уровнях в число наиболее актуальных проблем современной организации здравоохранения. Важным аспектом управления является рациональное построение информационного его обеспечения. Информатизация здравоохранения на всех уровнях управления предполагает поддержку принятия управленческих решений руководителями с помощью разработки и внедрения новых информационных технологий для этой функции (Гаспарян С.А., Пашкина Е.С., 2002)7. Следует заметить, что акцент все больше смещается на уровень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), поскольку деятельность медицинских учреждений определяет эффективность политики в области здравоохранения в целом (Петров П.П. с соавт., 1995)8. При создании центров, оказывающих высокотехнологичные виды помощи, крайне важно организовать управление в них с использованием современных методов, в т.ч. информационных систем. Развитие компьютерных технологий в последнее время делает более доступными решения по автоматизации для лечебных учреждений. Таким образом, создание интегрированной автоматизированной информационной системы ЛПУ является безусловно важной и практически значимой задачей. Описание предлагаемого решения Предлагаемым нами решением для комплексной автоматизации центров по оказанию высокотехнологичных видов помощи является внедрение следующих систем: 
 Именно в таком составе систем нами был реализован проект в ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава (директор  член-корр. РАМН, д.м.н. Лядов К.В.). Ядром комплексной автоматизации  лечебно-профилактического учреждения является комплексная информационная  система «Интрамед». Что касается автоматизации деятельности параклинических  служб, то наша точка зрения заключается в том, что для этих задач должны использоваться  специализированные системы, сопрягаемые с основной системой. Причина этого  заключается в кардинальном отличии бизнес-процессов этих подразделений, а  соответственно, и принципиально иных задачах, стоящих перед такими системами и  необходимостью для таких систем максимально соответствовать технологии  диагностического процесса (Громов А.И., Алифанов Ю.В., 19979;  Михайлов Ю.Е., Берсенева Е.А., Панин В.В. , 200010).  
 Структура АИС «Интрамед» 
 АИС «Интрамед» позволяет создавать базу данных историй болезни и амбулаторных карт на основе электронной медицинской карты пациента (ЭМК). Таким образом, для каждого пациента можно просмотреть его амбулаторную карту, а также истории болезни по всем имевшим место госпитализациям. АИС «Интрамед» состоит из двух подсистем: «Поликлиника» и «Стационар», которые могут функционировать как единый комплекс, так и автономно. Наш опыт внедрения системы в ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава позволяет сделать следующие заключения о том, что дало использование данной системы всем участникам лечебно-диагностического процесса. Внедрение АИС «Интрамед» в рутинную практику работы обеспечивает Руководству ЛПУ: 
 Врачам: 
 Среднему медицинскому персоналу: 
 Пациентам: 
 Кроме того, за счет реализации оперативного учета коечного фонда и планирования госпитализации удалось увеличить оборот койки и, соответственно, количество пролеченных пациентов на том же коечном фонде. 1 Николаев А.П., Эльчиян Р.А. Развитие больничных информационных систем // Кремлевская медицина. Клинический вестник.  2000.  № 4.  С.9-11. 2 Мационис А.Э., Самсоненко Г.И., Литвиненко А.Н., Павличенко А.Н., Зеньковский А.Я. Состояние и тенденции развития медицинских информационных систем для морфологических исследований.// Архив патологии.  1999.  № 3.  С.3-6. 3 Hallvard Laerum, Tom H. Karlsen, Arild Faxvaag. Effects of Scanning and Eliminating Paper-based Medical Records on Hospital Physicians’ Clinical Work Practice.// J Am Med Inform Assoc.  2003;10:588-595.  4 Гасников В.К. Основы научного управления и информации  в здравоохранении.  Ижевск,1997.  169 с. 5 Гройсман В.А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением.  Тольятти, 2000.  247 с. 6 Татарников М.А. Основные подходы к реформированию здравоохранения. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.  2002.  № 6.  С. 20-23. 7 Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации здравоохранения России.  Москва, 2002.  304 с. 8 Петров П.П., Новиков А.В. Современные подходы к совершенствованию управления деятельностью учреждений здравоохранения в условиях рыночных отношений. // Проблемы социальной медицины и управления здравоохранением.  1995.  № 2.  С. 35-37. 9 Громов А.И., Алифанов Ю.В. Требования к информационной системе отделения лучевой диагностики. // Новые информационные технологии в радиологии, М. 1997, 22 с. 10 Михайлов Ю.Е., Берсенева Е.А., Панин В.В. Компьютерная техника и информационные технологии в лаборатории клинической диагностики (на примере автоматизированной рабочей группы "Гематология") // Компьютерная хроника.  2000.  № 10.  С. 51-59. |