|  | 
 | 
 Юрий Петров: Информационная система  призвана выявлять проблемные зоны
 Отставание уровня отечественного образования от потребностей времени,  низкий уровень технической оснащенности учебных заведений, существенный разрыв  в уровне подготовки столичных и региональных специалистов  вот далеко не  полный перечень проблем, на решение которых направлен приоритетный национальный  проект «Образование». О том, какие меры предусмотрены для практической  реализации поставленных задач, рассказал в интервью CNews Юрий Петров,  заместитель  начальника Управления программ развития в сфере образования Федерального  агентства по образованию (Рособразования)  Cnews: Какие задачи, стоящие перед приоритетным  национальным проектом в области образования, планируется решить путем широкого  использования достижений информационных и коммуникационных технологий? Какие  меры по ИТ  обеспечению образования уже предпринимаются и какие планируется  предпринять? Юрий Петров: В рамках реализации приоритетного национального  проекта  планируется решить задачи: 
  Обеспечение доступа учащихся образовательных  учреждений через сеть Интернет к современным информационным образовательным  ресурсам (ИОР), созданным за счет средств федерального бюджета в результате  реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральным  образовательным порталам, электронным образовательным ресурсам, сетевым  лабораторным практикумам, депозитариям и др.Повышение уровня образования учащихся и качество  подготовки выпускников образовательных учреждений.Внедрение современных образовательных программ и  технологий в учебный процесс (развитие интерактивных форм обучения,  использование мультимедийных технологий и обучающих программ).Возможность для поэтапного перехода к новому уровню  образования на основе информационных технологий. 24  июля объявлен конкурс по проекту «Обеспечение доступа  к сети интернет образовательных учреждений Российской Федерации» для  определения организации-исполнителя и подписания государственного контракта. Внедрение  информационных технологий в образование реализуется не только в рамках национального  проекта. В рамках Федеральной целевой программы развития образования  реализуется ряд проектов, направленных на: 
  создание электронных образовательных ресурсов  нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по  предметам: Физика, Химия, Биология, Иностранный язык (английский язык),  География, Мировая художественная культура (МХК) и Искусство, История, Русский  язык, Естествознание, Математика;дальнейшее  развитие информационной системы «Единое окно» с целью обеспечения быстрого и  эффективного поиска и доступа к необходимым образовательным информационным  ресурсам для всех уровней и направлений образовательной деятельности;модернизацию  информационной инфраструктуры учреждений высшего профессионального образования  в целях отработки различных моделей финансирования;создание технологической площадки Федеральных  центров информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), снабженной всеми  необходимыми инфраструктурными компонентами, развертывание на ее базе всех  предусмотренных Системным проектом прикладных систем, тестирование, приемка и  ввод системы ФЦИОР в опытную эксплуатацию;поставку аппаратно-программных комплексов и  специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями для  оснащения демонстрационных залов Региональных координационных центров и поставку аппаратно-программных комплексов для  оснащения административных и учебно-методических модулей Региональных  координационных центров. Cnews: Несмотря на то, что программа  компьютеризации школ идет полным ходом, «цифровой разрыв» между наиболее и  наименее оснащенными учебными заведениями различных регионов России чрезвычайно  велик. Какие меры предпринимаются для сокращения «цифрового разрыва»? Юрий Петров: В рамках приоритетного  национального проекта планируется довести количество образовательных учреждений,  подключаемых к сети интернет, до 100%. Субъекты Российской Федерации  обеспечивают образовательные учреждения своего региона автоматизированными  рабочими местами. В 2007 году планируется поставка компьютерного оборудования в  образовательные учреждения Российской Федерации, в результате чего значительно  сократится «цифровой разрыв» между наиболее и наименее оснащенными учебными заведениями  различных регионов России.  Cnews: Во всем мире на  место традиционных библиотек с читальными залами постепенно приходят  электронные библиотеки. Планируется ли в рамках реализации приоритетного  национального проекта в сфере образования выделение средств на создание таких  информационных ресурсов  Юрий Петров: В рамках реализации приоритетного  национального проекта создаются все необходимые предпосылки для использования  информационно  коммуникационных технологий в образовательном процессе. При  этом в целях поддержки мероприятий приоритетного национального проекта Федеральной  целевой программой развития образования реализуется ряд комплексных проектов,  направленных на создание электронных библиотек образовательных ресурсов,  федеральных депозитариев электронных средств учебного назначения и электронных  изданий, составление электронных перечней литературы, электронных  (оцифрованных) изданий, электронных каталогов (на CD-дисках). Cnews: Как вы  относитесь к возможности внедрения технологий дистанционного обучения в России?  Какие мероприятия в этом направлении предусмотрены в рамках приоритетного  национального проекта? Юрий Петров: Одна из задач мероприятия  «Развитие технической основы современных информационных образовательных  технологий» направления «Внедрение современных образовательных технологий»  приоритетного национального проекта «Образование»  повышение качества и  доступности образования за счет предоставления новых образовательных услуг,  основанных на обеспечении образовательным учреждениям доступа к различным  современным информационно-образовательным ресурсам, расположенным в сети интернет.  Параллельно реализуется ряд проектов в рамках Федеральной целевой программы  развития образования, направленных на развитие дистанционных технологий в  образовании.      Cnews: В настоящее время разрабатывается  информационная система управления реализацией целевых программ и программных  мероприятий Минобрнауки (ИСУ ЦП). Что будет представлять собой эта система? На  решение, каких задач направлено ее создание?  Юрий Петров: Проект «Создание второй очереди системы управления  программными мероприятиями на основе проектного управления» ориентирован на  достижение следующих целей: 
  Разработка  второй очереди автоматизированной информационной системы управления целевыми программами  и программными  мероприятиями Рособразования на основе ранее созданного макета; Развитие  методологии и инструментов календарно-ресурсного планирования в Рособразовании  и внедрение в практическую  деятельность агентства; Интеграция  отдельных инструментов и механизмов в единую среду информационной поддержки  проектной деятельности; Ведение  баз знаний и баз данных по управлению проектами, предоставление единого,  структурированного реестра  описаний реализованных и выполняемых проектов, их поиск, категоризация и  классификация; Обучение  сотрудников Рособразования работе с информационной системой управления целевыми  программами и  программными  мероприятиями.  Cnews: Минобрнауки России в 2005 году также  инициировал создание информационной системы мониторинга и статистики в  образовательной сфере. Какие задачи будет решать эта система? Из каких основных  блоков она состоит? Какие работы по созданию системы уже завершены и что  предстоит сделать? Какого социально-экономического эффекта Вы ожидаете от  внедрения этой системы? Юрий Петров: Целью создания информационной системы мониторинга и  статистики является информационная поддержка разработки и реализации  государственной образовательной политики, в том числе: 
  Обеспечение органов управления образованием  Российской Федерации актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой  информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования Российской  Федерации; Создание единой информационной базы, необходимой  для анализа и прогноза развития образования; Создание современной комплексной  системы мониторинга и статистики в сфере  образования в соответствии с международными стандартами.  Современная информационная  система призвана объективно отображать состояние и тенденции развития системы  образования в Российской Федерации, адекватно оценивать меры по реформированию  организационно-экономических механизмов образования, выявлять проблемные зоны,  оперативно корректировать образовательную политику как на федеральном уровне,  так и на уровне региональных и муниципальных органов управления образованием,  и, более широко, региональных и местных органов власти. Информационная система  должна представлять устойчивую во времени конструкцию, обеспечивающую  регулярное содержательное обновление, а так же допускающую при этом обновление  в зависимости от актуальных требований образовательной политики. На данном этапе достижение  указанных целей обеспечивается решением следующих задач: 
  Проведение обследования системы управления  образованием с целью выявления и анализа потребностей пользователей в  статистической информации на различных уровнях управления образованием для  принятия управленческих решений, включая:Минобрнауки  России;
- Рособразование;- Рособнадзор;
 - Территориальные органы управления образованием субъектов РФ (пилотные регионы)
Разработка рекомендаций по актуализации и  совершенствованию комплексной системы индикаторов и показателей статистики и  мониторинга образования каждой из следующих подсистем:
- подсистема  целевых показателей развития образования Российской Федерации, включающей  основные индикаторы образования;- подсистема  показателей развития образования,   обеспечивающих проведение международных сопоставлений в сфере образования.
 - подсистема  показателей реализации образовательной политики, включающей систему показателей  эффективности бюджетных расходов на образование и подготовку кадров, по целям,  задачам, мероприятиям;
 - подсистема  показателей деятельности образовательных учреждений;
 - подсистема  тематических индикаторов (индикаторы экономики образования, индикаторы  образовательных и экономических стратегий, индикаторы использования ИКТ в сфере  образования, индикаторы инновационного развития, индикаторы интеграции образования  и науки, индикаторы интеграции вклада образования в новую экономику);
 - подсистема  показателей, обеспечивающих проведение межрегиональных сопоставлений и расчет  рейтингов регионов;
 - подсистема  внесистемных индикаторов (индикаторы, характеризующие взаимосвязи  демографических процессов и развития  образования, индикаторы, характеризующие взаимосвязи образования в формирование  человеческого капитала, индикаторы, характеризующие участие населения в  непрерывном образовании).
Разработка на основе нового инструментария  государственной статистической отчетности (формы ОУ-1/ОУ-2 и НПО-1/НПО-2)  ключевых индикаторов по каждой из вышеперечисленных подсистем, общим  количеством не менее 200 индикаторов и не менее 20 индикаторов по каждой из  подсистем. Разработка ключевых индикаторов мониторинга и статистики высшего и  среднего профессионального образования по тематике вышеперечисленны подсистем.Разработка ключевых показателей и индикаторов, а  также инструментария ведомственной отчетности для проведения оперативной оценки  и получения аналитической информации о состоянии системы образования: в том  числе:
- Разработка  индикаторов развития системы образования и оценки институциональных изменений;- Разработка  индикаторов мониторинга модернизации системы образования и реализации  мероприятий приоритетного национального проекта;
 - Разработка  ведомственной статистики, отражающей социально-экономическое состояние системы  образования
Формирование электронной библиотеки моделей  (репозитария) информационных потоков «Как будет» процесса статистики и  мониторинга образования на федеральном и региональном уровнях.Разработка организационных регламентов по сбору,  обработке и анализу данных мониторинга и статистики;Разработка 1-й очереди ИС МиСО, включающей  разработку технического задания 1-ой очереди ИС МиСО, технорабочее  проектирование, проведение пуско-наладочных работ  программных и технических средств и  проведение предварительных испытаний 1-ой очереди ИС-МиСО;Опытная эксплуатация 1-ой очереди ИС МиСО в  пилотных регионах на основе нового инструментария государственной  статистической отчетности  и проведение  приемочных испытаний 1-ой очереди ИС МиСО;Подготовка дистанционного курса обучения  пользователей ИС МиСО. Cnews: Отсутствие стандартов при разработке и  внедрении информационных систем является тормозом на пути формирования единого  информационного пространства. Каким образом при создании информационных систем  Минобрнауки решается проблема информационного взаимодействия и интеграции с  информационными ресурсами других ведомств и организаций? Юрий Петров: Проблема информационного взаимодействие и интеграции с  информационными ресурсами других ведомств и организаций, решается: 
  в рамках Федеральной целевой программы развития  образования на 2006-2010 годы, в ней разрабатываются  электронные образовательные ресурсы (ЭОР)  нового поколения на модульной основе.  в рамках  реализации мероприятия 26 «Развитие инфраструктуры единого образовательного  информационного пространства, включая развитие сетей образовательных  коммуникаций, развитие сети распределенных информационно-образовательных  ресурсов и сети региональных ресурсных центров», проводиться  конкурс «Интеграция федеральных  образовательных порталов на базе концепции «Единого окна».Министерством информационных технологий  и связи РФ разрабатывается система  мониторинга и контроля реализации национальных проектов. В рамках Системы  мониторинга и контроля реализации национальных проектов можно выделить  следующие функции:
- учет  запланированных мероприятий- ведение  нормативно-справочной информации
 - составление  и ввод отчетных данных в систему
 - мониторинг  реализации национальных проектов
 - контроль  реализации национальных проектов
 - разграничение прав доступа
 - обеспечение  информационной безопасности
 - администрирование системы
 Cnews: Каким образом обеспечивается прозрачность  деятельности Минобрнауки в частности при реализации приоритетного национального  проекта в области образования? Юрий  Петров: Деятельность Минобрнауки в частности при реализации национального  проекта в области образования обеспечивают информационные сайты  Росообразования, Министерство образования и науки РФ,  а так же утвержденное техническое задание,  конкурсная документация. Cnews: Спасибо. | 
 |