|
|
Медицина зря торопится с внедрением ИС
Как ни странно на первый взгляд, ЛПУ совершают большую ошибку, сразу приступая к внедрению информационных систем. Чаще всего в результате такого форсирования событий возникает проблема дисбаланса между внедряемым специализированным ПО и аппаратным обеспечением. Необходима предварительная разработка информационной инфраструктуры, приведение разрозненных частей в единую систему. Актуальными условиями успеха становится организация внутрибольничной сети передачи данных, электронной почты и электронного документооборота, подключение к интернету. При этом остро встает вопрос необходимости защиты данных и разграничения доступа к информационным ресурсам и сервисам, что невозможно организовать без базовой интеграции и налаженной инфраструктуры. Поворотным моментом в использовании информационных систем как элемента системы управления здравоохранением стал переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Введение нового принципа финансирования медицинских учреждений потребовало не только использования нового подхода к учету и анализу деятельности медицинских учреждений, но и активного информационного обмена между всеми участниками системы. Тем не менее, большинство российских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) находятся на начальном этапе информатизации, используя ограниченный набор не связанных между собой информационных систем и баз данных. Основная функция компьютера при этом — хранение шаблонов документов и печать. Процесс информатизации ЛПУ В процессе развития использования информационных технологий в лечебных учреждениях можно выделить несколько этапов1, границы между которыми могут быть достаточно размыты или условны. Начальный этап базовой интеграции На данном этапе в ЛПУ происходит первичное внедрение компьютеров, сначала для печати и передачи информации, обработки данных на бумажных носителях, а затем для работы с системой расчетов и управления административными документами. Используются традиционные клиентские компьютеры. Основной эффект данного этапа - использование шаблонов для быстрого заполнения документов (например, медицинских заключений). Именно на этом этапе находятся большинство российских ЛПУ. Заканчивается он началом строительства компьютерной сети, использованием серверов и созданием баз данных. Этап создания инфраструктуры На этом этапе происходит автоматизация текущих административных процессов (финансовая, административная системы, отдел кадров), объединение компьютеров в сеть, построение единой политики использования компьютерных ресурсов, внедрение системы безопасности для доступа к медицинской информации (терминальные серверы). Основным признаком этапа является наличие общих сетевых ресурсов и обмен информацией внутри ЛПУ с помощью общих шаблонов, применение серверных решений и установка хранилищ данных. Все эти решения строятся на базовых принципах обычного офисного предприятия. Этап автоматизации Его характерной особенностью является передача специализированной медицинской информации внутри единого информационного пространства. Используется мобильный доступ к медицинской и административной информации, электронная история болезни, компьютерный ввод заявок на лечение и исследования, интеграция в работу больницы медицинского оборудования (например, управление рентгеновским изображением). С точки зрения технологий происходит оптимизация информационной структуры за счет установки дополнительного серверного оборудования, обеспечивающего бесперебойную работу всех систем. При переходе к третьему этапу (автоматизации) в обход первого и второго могут возникать проблемы. Часто медицинский персонал может иметь слабые пользовательские навыки, в связи с чем появляется проблема толерантности к информационным решениям, особенно у пожилых врачей. При этом технологические решения должны быть адекватны сложившейся ситуации. В одной из больниц1 выходом из данной ситуации стало сканирование карточек, написанных вручную, и распознавание их потом на компьютере. В результате через полгода количество докторов, пользующихся данной технологией, сократилось с 40% до 10%. Этап интеграции Полная интеграция означает, прежде всего, получение максимального количества информации на том месте, где оказывается медицинская помощь, что значительно способствует уменьшению количества врачебных ошибок. История болезни подключается к медицинскому оборудованию, возможно автоматизированное назначение лечения и выписка рецептов. При этом применяются современные технологии: беспроводная связь, системы идентификации, распознавания речи, распознавания голоса, электронной подписи. Этот этап развития предполагает постоянное обновление и усовершенствование используемых технологий. Переход к этапу интеграции становится возможным в результате внедрения в работу ЛПУ современных технологий и новейших разработок. Такая информационная политика помогает в первую очередь значительно улучшить качество медицинского обслуживания и обеспечить широкий доступ населения к медицинским услугам и технологиям. В результате компьютеризации работы ЛПУ возрастает скорость обработки и передачи данных, принятия медицинских решений, и как следствие, снижаются затраты на содержание больницы, стоимость оказания медицинской помощи, улучшаются экономические показатели. Например, в одной из частных клиник1 Южной Азии в результате перехода к третьей стадии информатизации удалось полностью трансформировать паттерн оказания медицинской помощи, обеспечить за 3 года 40%-й рост количества пациентов, значительную экономию времени сотрудников, и, в конечном счете, рост прибыли и возврат инвестиций. Информационные системы для здравоохранения В настоящий момент отечественными и зарубежными компаниями разработан ряд конкурирующих информационных систем для ЛПУ и управляющих организаций в отрасли здравоохранения. Предлагаемые продукты обеспечивают автоматизированный учет услуг, оперативный контроль качества медицинской помощи и формирование необходимых форм отчетности, позволяют значительно снизить временные затраты медицинского персонала на работу с бумажной документацией, а также предлагают возможность анализа эффективности работы учреждений здравоохранения на локальном и региональном уровне, решения для медицинских организаций различного профиля и размера. Созданы также специальные компьютеры и программное обеспечение для врачей и обработки медицинских изображений. Мобильное компьютерное устройство обеспечивает быстрый, полный, защищенный доступ ко всем необходимым медицинским данным непосредственно у постели больного, позволяет вести более полную и точную историю болезни, что удобно в работе и значительно экономит время врача. Разработаны также системы для персональной медицины. Например, программы, позволяющие организовать здоровый образ жизни или персональные системы для хронических больных и пожилых людей, целью которых становится сохранение самостоятельности пациента при обеспечении постоянного мониторинга состояния его здоровья. Особое направление — телемедицина, с помощью которой становится возможным расширение зоны оказания медицинских услуг на удаленные территории и разгрузка больниц. Однако для роста эффективного использования ИТ в современных российских ЛПУ существует ряд объективных препятствий. Прежде всего, это высокая стоимость компьютерной техники и программного обеспечения, а также несовместимость применяемых систем и отсутствие стандартов для их разработки. Существующие системы созданы для специальных целей, они используют разные платформы, ПО и даже медицинские термины. Определенное значение имеет сопротивление со стороны врачей при внесении изменений в организацию практики и в отношении внедрения новых технологий в целом. Лишь небольшое число медицинских работников имеет адекватную подготовку по работе с ИТ-системами, большинство специалистов нуждается в дополнительном обучении в этом направлении. Актуальной проблемой является также недостаток персонала, который занимался бы только обеспечением работы систем. В этой ситуации критически важными условиями эффективности внедрения ИТ в российские лечебные учреждения становятся не только административные меры, но и профессиональные рекомендации по процессу внедрения (в отношении технических, эксплуатационных и организационных аспектов), а также активная заинтересованность руководства и участие врачей и персонала в стратегии информатизации ЛПУ. Елена Баканова / CNews 1 Андрей Панкратов, Дмитрий Цыпин, Intel Россия, конференция "Современный медицинский центр" 17.05.2007 Михаил Эльянов: Компьютеризация медицины движется черепашьими темпами
CNews: Как вы оцениваете уровень оснащенности российских медицинских учреждений современной компьютерной техникой, информационными технологиями? Как эти показатели изменились за время реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Михаил Эльянов: Уровень оснащенности медицинских учреждений в среднем довольно низкий. К сожалению, мы не имеем свежей и полной информации по этому вопросу за последние годы, но до 2005 г. я занимался мониторингом ЛПУ Управления здравоохранения одного из административных округов Москвы и собирал базу данных по установленным в них компьютерным системам. В 2001-2005 гг. оснащенность компьютерами увеличилась достаточно существенно, примерно в 1,5-2 раза. Сейчас, видимо, тенденция такая же. Компьютеры в медицинские учреждения поставляются, возможно, благодаря национальному проекту «Здоровье», но официальными данными о том, по каким каналам они идут, я не располагаю. Если говорить о Москве, то здесь существует два основных источника поставок: первый — система обязательного медицинского страхования, второй —Департамент здравоохранения Москвы и Управление информатизации Москвы. В тоже время, есть медицинские учреждения, в которых по 300, 400, 700, 800 компьютеров. Чаще всего это крупные государственные или ведомственные ЛПУ. CNews: Могут ли в рамках государственной медицины руководители ЛПУ быть мотивированы на внедрение ИТ? Михаил Эльянов: Безусловно. Но для этого должны быть изменены «правила игры». Хотелось бы привести такой пример. В одной из организаций одновременно существовало четыре варианта отчетности по результатам работы флюорографической службы (в частности отчетность по хроническим неспецифическим заболеваниям легких): первая - у заместителя главного врача, вторая- в кабинете флюорографии, третья — у статистика, а четвертая составлялась на основе первичных данных, которые были получены из компьютерной системы. Так вот, цифры в этих отчетах отличались в десятки раз. И руководство медицинского учреждения пользовалось этим в зависимости от того, каких результатов оно хотело добиться: если надо было показать хорошие результаты лечения, они давали одни данные; если требовалось доказать, что оборудование изношено, сотрудников не хватает, «все запущено» — другие. |