|
|
ИТ в медицине: нездоровые проблемы
Решение современных проблем здравоохранения на новой основе требует изучения процессов, происходящих в системе на всех уровнях, и коренного изменения хода некоторых ключевых процессов, другими словами, целенаправленного управления ими. Эффективно работающие информационно-управляющие системы — нехарактерное явление для современного российского здравоохранения. В тоже время компьютеризация и налаживание информационного взаимодействия — это необходимый шаг к дальнейшему развитию и модернизации отрасли. В настоящий момент структура парка компьютерных систем2 в некоммерческих медицинских учреждениях свидетельствует о низком уровне информационной культуры. Среди них 50,8% составляют административные системы, 24,3% — системы решения задач ОМС (обязательного медицинского страхования), и только 16,6% — собственно медицинские системы (диагностика, лечение, профилактика). При этом 16% ПК используются в качестве пишущих машинок. По мнению самих медиков, факторами, сдерживающими использование ИТ в области здравоохранения, являются: отсутствие денежных средств, нехватка квалифицированных специалистов по ИТ, недостаточность знаний и навыков медицинских сотрудников и неопределенность экономической выгоды от использования ИТ. При этом у руководства медицинских учреждений часто просто нет информации о существующих системах, их преимуществах и специфике использования, как нет и возможности пользоваться квалифицированной помощью по выбору и сопровождению систем. Без создания современной информационной инфраструктуры национальный проект "Здоровье" полностью своих задач решить не сможет. На современном этапе необходима разработка и реализация концепции информатизации здравоохранения и создания единого информационного пространства. Прежде всего, руководству медицинских учреждений должна стать очевидна экономическая целесообразность внедрения ИТ. Принятие национального проекта позволило увеличить расходы на компьютеризацию здравоохранения, отдельной финансовой статьей в бюджете выделяются деньги на программное обеспечение и техническое сопровождение, поэтому успех информатизации российской медицины полностью зависит от желания и усилий руководителей на местах. Структура парка компьютерных систем (УЗ СВАО г. Москвы) Источник: АРМИТ2, 2007 Не менее актуальной проблемой является стандартизация разрабатываемых систем. В настоящее время используемые в медицинских учреждениях информационные системы в большинстве случаев несовместимы. Тем не менее, по оценкам экспертов, рынок данных систем постепенно становится все более цивилизованным. Количество компаний, занимающихся разработками в сфере медицинских информационных технологий, сокращается, а рынок консолидируется. В 2002 в этой области разработок было зарегистрировано 406 фирм, в 2006 — 295, при этом каждый год появляется 25 — 30 новых разработчиков2. Событием 2006 года в сфере медицинских информационных технологий в России стало создание национального стандарта по электронным историям болезней. Пути оптимизации здравоохранения Актуальность проблем здравоохранения, необходимость реализации положений концепции развития медицины в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер. Основными приоритетами национальной программы являются: всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства, профилактическая направленность, обеспечение эффективного функционирования целостной, организационно и экономически гибкой системы оказания первичной медико-санитарной помощи, активное участие всех органов власти в решении вопросов здравоохранения, повышение уровня квалификации медицинского персонала. Достижение приоритетов программы осуществляется по ряду направлений. Кадровые изменения Низкая эффективность отечественной системы здравоохранения во многом является результатом того, что в последнее время она была ориентирована на развитие стационарной медицинской помощи в ущерб первичным догоспитальным медуслугам. Результатами этого структурного перекоса стали недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием. Эти факторы существенно снизили качество оказания первичной медицинской помощи, что привело к высокому уровню хронических и запущенных заболеваний. Одной из основных мер в решении данной проблемы на современном этапе становится совершенствование кадровой политики. В 2007 году планируется дальнейшее изменение системы оплаты труда медицинских работников. Она будет осуществляться с учетом результатов их деятельности. Кроме того, при наличии у врача основных специальностей "Терапия", "Педиатрия" для занятия должности участкового врача-терапевта или педиатра необходимо будет пройти курс повышения квалификации. Эти и другие меры, направленные на развитие кадрового потенциала, направлены на повышение качества медицинской помощи. Современные медицинские технологии Для большинства населения в России по-прежнему остаются недоступны по-настоящему эффективные методы лечения: сложные операции, дорогие лекарства, точные технологии диагностики. К примеру, операцию аортокоронарного шунтирования проводят лишь для 17-20% нуждающихся в ней пациентов. Высокотехнологичная медицинская помощь — это использование сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники. Это операции на открытом сердце, трансплантация органов, нейрохирургические вмешательства, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, хирургические вмешательства высокой степени сложности. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь такого рода, должны быть обеспечены высококвалифицированными медицинскими кадрами. Для расширения доступа различных категорий населения к современным медицинским технологиям запланировано существенное увеличение средств федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, повышение эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи, расширение мощностей для оказания такой помощи, в том числе за счет строительства новых центров высоких медицинских технологий в регионах России, а также повышение прозрачности ведения очереди на получение высокотехнологичной медицинской помощи путем введения системы "листов ожидания". Проект рассчитан на 5 лет, до 2010 года. Но уже в 2006 году объем таких видов лечения вырос в полтора раза1, в 2007-м должен увеличиться почти в 3 раза. Существовавшие до начала национального проекта научные медицинские институты будут создавать и осваивать новейшие методы лечения, обучать специалистов, лечить самых сложных пациентов. Задача новых центров — тиражирование медицинских технологий, постановка их на поток. Все операции, все методы лечения будут выполняться по единым технологиям и стандартам. За 5 лет запланировано построить по 6 специализированных центров по каждому из основных направлений: кардиохирургии, травматологии, трансплантологии, нейрохирургии и репродуктивным технологиям. Количество высокотехнологичных коек в стране вырастет в полтора раза, объемы помощи на них — в 4-5 раз. Новые центры должны будут строиться по согласованию с регионами, по единым строительным технологиям. Больным не придется ехать в Москву или Санкт-Петербург и годами ждать очереди. Финансирование здравоохранения В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств — 145 млрд рублей на первые два года. Сумма примерно равна всему федеральному бюджету здравоохранения, запланированному на 2006 год (146,7 млрд руб.). Более того, эти деньги строго расписаны по строчкам и пунктам проекта. Скрупулезно подсчитаны койки, должности, ставки, оборудование и инструменты, продуман механизм согласования бюджета с регионами. Не менее важно то, что в проекте определены меры, способствующие созданию экономической базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи и применению механизмов экономической мотивации деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников. Детальная проработка планов не дает гарантии от погрешностей и ошибок. Но масштаб, конкретность приоритетного национального проекта "Здоровье", а также различные меры, направленные на повышение экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения, предупреждение экономических потерь, дают надежду, что система здравоохранения начинает выздоравливать. Законодательная база Многие тенденции современного здравоохранения свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы. Осуществление этой задачи непосредственно связано с реализацией обеспечения прав граждан на охрану здоровья, установленных Конституцией РФ и действующим законодательством РФ и субъектов РФ. Принимаемые государством меры в сфере охраны здоровья должны быть адекватны не только сложившимся социально-экономическим условиям, но и способствовать повышению ранее достигнутого уровня правовых гарантий граждан, пользующихся медицинскими услугами. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" предусмотрена подготовка и утверждение нормативных правовых актов, которые будут способствовать реализации в полной мере права граждан на бесплатную медицинскую помощь. В 2006 году утверждены 43 таких акта, касающихся прежде всего схем финансового взаимодействия, предусмотренных бюджетами различных уровней, а также обеспечения реализации прав на получение своевременной качественной медицинской помощи. В системе отечественного здравоохранения за последние годы были достигнуты определенные позитивные результаты, среди которых можно отметить успешное внедрение в практику отечественного здравоохранения стандартов Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) по диагностике и лечению ряда заболеваний, улучшающееся с каждым годом финансирование отрасли, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. Эти и другие меры позволили повысить результативность медицинской помощи и улучшить некоторые показатели общей заболеваемости населения. Однако многие проблемы в системе здравоохранения остаются актуальными. Большинство из них являются весьма сложными, и их решение требует радикальных перемен в сфере управления органами здравоохранения в целом. Елена Баканова / CNews 1 Руслан Хальфин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, доклад от 16.02.2007 на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и исполнительных директоров территориальных фондов ОМС 2 Выступление Михаила Эльянова, генерального директора АРМИТ (Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий) на конференции MedSoft 2007 Алексей Аносов: Назрела необходимость комплексного подхода к решению проблемы автоматизации регионального здравоохранения
CNews: Какие изменения в области информатизации здравоохранения произошли с момента начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Можно ли, на ваш взгляд, говорить о серьезных изменениях и значительной активизации деятельности в этой области? Алексей Аносов: Начну с того, что приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется сразу по нескольким направлениям. Каждое из этих направлений требует информационной поддержки. Трудно представить, например, высокотехнологичную медицинскую помощь без соответствующего программного и технического обеспечения. Соответственно, какая-то часть денежных средств, выделяемых на здравоохранение, направляется и на его информатизацию. И это привело к некоторому улучшению общей картины. Наличие компьютера на столе главврача уже не воспринимается как чудо. Не последнюю роль сыграла и реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения — ДЛО. Формирование логистических цепочек и их автоматизация фармдистрибьюторами, задействованными в системе ДЛО, закупка программных продуктов и техники территориальными фондами обязательного медицинского страхования способствовали созданию ИТ-инфраструктуры в регионах, решающей задачи информационного обмена в процессе доставки лекарств до потребителя, автоматизированной выписки и регистрации отпуска рецептов, подготовки отчетности для ТФОМСов. Но, если оценивать ситуацию в целом, то первое, что бросается в глаза, это ведомственная разобщенность в решении проблем информатизации здравоохранения. Не отработаны регламенты информационного взаимодействия между ведомствами и зачастую дублируются даже справочные данные в различных информационных системах. И пока продвижения в решении этой проблемы незаметно. |