|  | 
 | 
 Пример решения: IBM Tivoli Identity Manager и Access Manager для централизованного управления доступом 
 Обеспечение высокого уровня безопасности ИТ-инфраструктуры является важной задачей. И с каждым днем важность защиты информационных систем только возрастает. Для повышения эффективности операций и увеличения рыночной доли предприятия расширяют свои процессы взаимодействия. Однако одновременно возрастают потенциальные угрозы и риски — и, следовательно, возрастает потребность в четкой, основанной на политиках системе обеспечения безопасности. В настоящее время задача обеспечения безопасности усложняется влиянием следующих факторов:
 Быстрый рост числа пользователей затрудняет работу администраторов, которые должны управлять ими, открывая и закрывая доступ к ресурсам.Несогласованность идентификационных данных в гетерогенных системах.Разрозненные механизмы и политики доступа для различных ресурсов.Неконтролируемая деятельность привилегированных пользователей.Уязвимость информационных систем для внутренних и внешних угроз безопасности может подорвать репутацию компании и снизить уровень доверия к ней.Необходимость соблюдения нормативных требований и обеспечения аудита заставляет внедрять надежные политики контроля бизнес-деятельности и хранения данных.
 Компания «Информзащита» обеспечивает устранение этих проблем путем построения Системы централизованного управления идентификационными данными и доступом пользователей. Для решения этой задачи предлагается одно из лучших решений в мире в этом классе Tivoli Identity Manager и Access Manager, производства компании IBM. Цель и задачи построения системы централизованного управления идентификационными данными и доступом пользователей Основной целью построения системы является обеспечение:
 Безотлагательного и безошибочного выполнения всех операций, связанных с администрированием идентификационных данных (ИД) и доступа.Управления жизненным циклом ИД от найма сотрудника до его увольнения.Идентификации, аутентификации и авторизации пользователей в соответствии заданными политиками и ролями.Единой защищенной точки доступа пользователя к различным ИТ-ресурсам.Синхронизация ИД в гетерогенных системах.Дополнительного уровня защиты для приложений и ОС.Делегирование пользователям части функций по управлению ИД.Контроля деятельности привилегированных пользователей и ИТ-персонала.Достоверной и актуальной централизованной отчетности.Готовности к аудиту в любой момент времени.
 Одним из важнейших преимуществ применения системы является управление идентификационными данными и доступом исходя из логики бизнес-процессов организации. Кроме того, высвободившиеся в результате внедрения системы временные и кадровые ресурсы можно направить на решение иных важных производственных задач. Архитектура системы В состав системы входят два программных продукта — IBM Tivoli Identity Manager (TIM) и IBM Tivoli Access Manager (TAM). Эти продукты могут поставляться также и по отдельности для решения части задач. Кроме того, в состав системы могут входить программные продукты Tivoli Directory Integrator и Tivoli Directory Server для обеспечения инфраструктуры идентификационных данных. Неотъемлемым компонентом внедряемой системы будут следующие элементы:
 Пользователи (сотрудники, партнеры, клиенты)Ресурсы (приложения, базы данных, операционные системы)
 
 Для решения дополнительных задач информационной безопасности возможна интеграция с другими продуктами из линейки IBM Tivoli Security. Подсистема управления ИД Современная информационная среда крупного предприятия характеризуется большим количеством разнообразных систем хранения и обработки информации (почтовые системы, базы данных, биллинговые системы, системы бухгалтерского учета, системы управления предприятием (ERP, CRM, и т.д.), большим объемом обрабатываемой информации, и, как следствие, большим количеством учетных записей в этих системах. Отсутствие механизмов синхронизации учетных записей пользователей в таких системах влечет за собой временные и финансовые затраты на администрирование — создание учетной записи пользователя в каждой системе, отслеживание изменений атрибутов, полномочий, и в конечном итоге, удаление учетной записи из каждой системы. Кроме того, различная степень защищенности корпоративных систем навязывает необходимость использования разных паролей для каждой из системы, а корпоративная политика безопасности предъявляет требования к сложности этих паролей и частоте их замены (запрещая при этом их записывать), что делает штатное использование корпоративных систем сложной задачей не только для администратора, но и для пользователя. Подсистема управления ИД на базе IBM Tivoli Identity Manager обеспечивает централизацию и автоматизацию процедур создания, изменения и удаления учетных записей и управления идентификационными данными пользователей. 
 IBM Tivoli Identity Manager напрямую взаимодействует с пользователями и с системами двух внешних типов: источниками идентификационных сведений и механизмами управления доступом и предназначен для решения следующих задач:
 Централизованное и унифицированное управление доступом в различных операционных системах и приложениях предприятия.Организация управления учётными записями пользователей на основе политик и ролей пользователей в рамках организационных и географических образований.Уменьшение числа ошибок, возникающих при управлении пользовательскими учетными записями вручную, путем автоматизации процессов подачи заявок на изменение учётных записей пользователей и их исполнения.Сокращение времени выполнения заявок на внесение изменений в учетные записи пользователей, создание и удаление учетных записей за счёт автоматизации этих процессов.Предоставление актуальной информации по пользовательским учетным данным в различных операционных системах и приложениях с помощью встроенной системы генерации отчетов.Осуществление аудита пользовательских учётных записей для проверки выполнения корпоративных политик безопасности и предоставления доступа.
 
 Пример взаимодействия подсистемы управления ИД с корпоративными информационными системами:
 Запись о новом пользователе создается в системе управления кадрами.Tivoli Identity Manager фиксирует появление нового пользователя (все данные об этом пользователе будут храниться специальном хранилище — метакаталоге).Identity Manager создает учетные записи в каждой подключенной системе согласно установленным правилам (например: правила именования почтовых адресов, политика парольной защиты).Некоторые данные (адрес электронной почты, телефон), после создания учетных записей в соответствующих системах, могут передаваться назад в кадровую систему.Возможны различные варианты конфигурирования парольной защиты, основывающиеся на корпоративной политике безопасности, например: при создании пользователя Identity Manager присваивает учетной записи пользователя первоначальный пароль для входа в систему (допустим в Active Directory), а также устанавливает атрибут обязательной смены пароля при первом входе в систему. В дальнейшем Identity Manager следит за изменением пароля в AD и транслирует изменения в остальные подключенные системы.Предоставление новых полномочий пользователю может осуществляться через соответствующий запрос пользователя в web-портале Identity Manager, как в автоматическом режиме (например, если пользователь находится в отделе, всем сотрудникам которого разрешен такой доступ), так и в режиме с подтверждением доступа ответственным сотрудником (например, руководителем отдела).Наконец, автоматическое удаление учетных записей (там, где необходимо — с задержкой) из всех подключенных систем при увольнении сотрудника не только сокращает время работы администраторов, но и соответствует общепринятым требованиям информационной безопасности.
 Благодаря Web-интерфейсу самообслуживания и встроенному механизму документооборота в составе Tivoli Identity Manager, пользователи могут безопасно и без труда управлять частью собственных записей, не прибегая к помощи справочной службы или IT-персонала. Используя интерфейсы самообслуживания Tivoli Identity Manager, конечные пользователи могут сами сбрасывать пароли и выполнять синхронизацию паролей, а также модифицировать набор настраиваемых администратором индивидуальных атрибутов при помощи Web-браузера. Подсистема управления доступом Пользователи компьютеров часто жалуются на множество паролей, а основная слабость систем безопасности компьютерных сетей заключается в плохом выборе паролей и управлении ими конечными пользователями. Для удобства пользователей и безопасности компьютеров требовалось решение унифицированной аутентификации и централизованного входа в приложения. При помощи IBM Tivoli Access Manager for Enterprise Single Sign-On (TAM E-SSO), пользователи удостоверяют свою подлинность только однократно и получают безопасный доступ ко всем требуемым ресурсам. IBM Tivoli Access Manager for Enterprise Single Sign-On представляет собой корпоративное решение для обеспечения доступа пользователей с однократным вводом пароля. TAM E-SSO обеспечивает единую регистрацию для доступа ко всем приложениям и всегда находится между пользователем и приложениями. Клиентское программное обеспечение TAM E-SSO позволяет распознавать и отвечать на запросы паролей, поступающие практически из любой системы или приложения. Поддерживаются различные типы аутентификации пользователя — от обычного ввода пароля до применения смарт-карт и считывания биометрических параметров. Регистрационные данные пользователя (вместе с настройками и политиками его системы) можно хранить в любом каталоге LDAP или в одной из баз данных SQL. 
 Для расширения базовой функциональности TAM E-SSO, возможна поставка дополнительных программных модулей (адаптеров):
 Desktop Password Reset Adapter позволяет пользователям самостоятельно сбрасывать свои пароли Windows без обращения в службу поддержки.Authentication Adapter позволяет использовать продвинутые способы аутентификации пользователей — токены, смарт-карты, биометрию и пароли.Provisioning Adapter осуществляет интеграцию с системой управления пользовательскими записями (Tivoli Identity Manager)Kiosk Adapter осуществляет автоматическое завершение неактивных сессий и закрытие приложений для киосков и ПК общего пользования.
 Инфраструктура идентификационных данных Для обеспечения эффективного функционирования системы централизованного управления идентификационными данными и доступом, в линейке IBM Tivoli существует ряд программных продуктов для создания инфраструктуры идентификационных данных — IBM Tivoli Directory Integrator и IBM Tivoli Directory Server. Tivoli Directory Server (TDS) представляет собой мощный, надежно защищенный и совместимый со стандартами каталог уровня предприятия для внутренних корпоративных сетей и Интернета. Решение Directory Server является основой для быстрой разработки и внедрения Web-приложений, а также программ по управлению идентификацией и безопасностью с помощью соответствующих функций управления, репликации и обеспечения безопасности. Tivoli Directory Server содержит подключаемый интерфейс SASL (Simple Authentication Security Layer), включающий механизм аутентификации с запросом и подтверждением CRAM-MD5 (Challenge-Response Authentication Mechanism MD5) и технологию аутентификации Kerberos (если необходимо). Основные особенности IBM Tivoli Directory Server:
 Поддержка LDAP V3 гарантирует совместимость со стандартными LDAP-приложениями.Надежные программные средства IBM DB2 Universal Database V8.1 обеспечивают возможность расширения до десятков миллионов элементов, позволяя обслуживать рабочие группы, состоящие из сотен и тысяч участников.Поддержка широкого ряда платформ, включая AIX, Solaris, Microsoft Windows 2000, HP-UX, дистрибутивы Linux для Intel и платформы IBM eServer iSeries, pSeries и zSeries.Надежная репликация в системах с главным и подчиненными серверами, шлюзовая, каскадная и одноранговая репликация в сетях с большим числом серверов.Упрощенное управление и повышенное удобство использования за счет применения графического пользовательского интерфейса для Web-администрирования и таких функций, как создание динамических и вложенных групп, а также сортировка и постраничный вывод результатов поиска.Тесная интеграция с операционными системами IBM, промежуточным ПО WebSphere и решениями Tivoli в сфере управления идентификацией и обеспечения безопасности.Ведение журналов по доступу к единому каталогу и осуществляемым в них изменениям.
 Tivoli Directory Integrator (TDI) представляет собой метакаталог с открытой архитектурой, который осуществляет синхронизацию и обмен информацией в среде приложений и платформ, обеспечивая цельное представление информации каталога в масштабах предприятия. Он позволяет создать мощную и надежную инфраструктуру каталога, выполняя роль гибкого, синхронизированного связующего слоя между идентификационной структурой и источниками идентификационных данных в приложениях. Tivoli Directory Integrator может быть использован как глобальный каталог и имеет возможность объединять несовместимые источники данных. TDI является инструментом для решения следующих задач:
 Объединение данных, расположенных в директориях, базах данных и различных бизнес приложениях.Настройка процесса взаимосвязи различных хранилищ данных по всей организации.Настройка синхронизации обмена информацией между хранилищами.Управление данными между различными хранилищами, обеспечивая поддержку приложений, в том числе приложений по безопасности.
 Программные продукты Tivoli Directory Server и Tivoli Directory Integrator бесплатно поставляются с продуктами Tivoli Identity и Access Manager (при соблюдении ряда условий). Поддерживаемые операционные системы и соответствующие аппаратные платформы: Tivoli Identity Manager:
 AIXHP-UXLinuxSolarisMicrosoft Windows 2000 ServerMicrosoft Windows 2003 Server
 Tivoli Access Manager for E-SSO:
 Microsoft Windows 2000Microsoft Windows XPMicrosoft Windows 2003 Server
 Этапы проведения работ Работы по внедрению системы централизованного управления идентификационными данными и доступом пользователей компания «Информзащита» предлагает проводить в 5 этапов:
 Оценка и планирование— Cбор данных об ИТ-среде и бизнесе организации, необходимых для планирования решений по управлению ИД.
 — Обоснование и выбор средств построения системы управления ИД.
 — Планирование перехода на общекорпоративную систему управления ИД.
Техническое проектирование— Разработка концептуального плана решения.
 — Формирование структуры системы и схем размещения программных средств.
 — Описание технологического процесса функционирования системы.
Поставка компонент и обучение— Поставка программных средств по утвержденной спецификации.
 — Прием-передача компонент системы и подготовка к пуско-наладочным работам.
 — Обучение технического персонала заказчика.
Установка и опытная эксплуатация— Разработка комплекта документации (программа опытной эксплуатации, инструкции администраторам и пользователям, регламенты и т.д.).
 — Установка и настройка компонентов системы на тестовом участке.
 — Опытная эксплуатация системы.
Ввод в промышленную эксплуатацию.— Полномасштабное внедрение системы в рабочей среде.
 — Проведение приемо-сдаточных испытаний.
 — Техническая поддержка промышленной эксплуатации.
 Ожидаемые результаты внедренияВнедрение системы позволит обеспечить: Автоматизацию процесса управления пользователями, паролями, учетными записями в разных операционных системах, базах данных и приложениях.Исключение возможность предоставления неавторизованного доступа или доступа с нарушениями политики безопасности.Оперативность и отсутствие ошибок в администрировании.Возможность действительно централизованного управления доступом ко всем информационными подсистемами и владения ситуацией о правах доступа к ресурсам ИС.Индивидуальную идентификацию, аутентификацию и авторизацию пользователей при доступе к любым ресурсам.Доступ пользователей к ресурсам без прохождения дополнительной аутентификации (single sign-on).Соблюдение корпоративной политики в отношении ИД и доступа.Прозрачность работы системных администраторов, службы безопасности и пользователей.Минимальный простой пользователей из-за проблем администрирования.Быстрое внедрение коммерческих инициатив и поддержку расширения компании с помощью набора инструментов для управления приложениями.
 Система быстро окупает вложенные в нее средства, позволяя быстро включать в работу пользователей и ресурсы, эффективно управлять учетными записями, правами доступа и требованиями конфиденциальности. Высвободившиеся в результате автоматизации временные и кадровые ресурсы можно направить на решение иных важных производственных задач. | 
 |