Maykor: пора взглянуть на ИТ-аутсорсинг по-новому
Рынок ИТ-услуг давно ожидает бурного роста аутсорсинга. Каждый год исследователи рапортуют о том, что он развивается даже быстрее, чем рынок ИТ-услуг в целом, но до сих пор этот сегмент представлен множеством мелких и средних разрозненных игроков, названия которых даже эксперты рынка едва ли могут вспомнить без подсказки. Тем временем, пока идут споры о скорости роста рынка, появилась самая крупная ИТ-аутсорсинговая компания не только с новым названием Maykor и новым подходом к делу. Впервые и эксклюзивно для CNews о группе компаний Maykor рассказывает ее президент Сергей Сульгин.
CNews: Почему видом деятельности был избран ИТ-аутсорсинг? Как вы можете охарактеризовать развитие ИТ-аутсорсинга в России, насколько востребованы услуги аутсорсеров?
Сергей Сульгин: Мы видим ряд существенных предпосылок, влияющих на успешное развитие аутсорсинга. Первое – это является востребованной услугой, особенно в области некритичных проприетарных систем. Второе: многие компании-гиганты создали свои дочерние ИТ-структуры, которые стали отдавать общедоступные услуги на внешнее коммерческое исполнение "эникейщикам" – специалистам не самой высокой квалификации, недорого выполняющим простое обслуживание и мелкий ремонт техники. И третье: российскому рынку нужна масштабная компания, способная взять на себя банальное обслуживание инфраструктуры – так называемый facility management.
Сергей Сульгин: Разнообразие и инновационность используемых клиентом ИТ-сервисов постоянно растет, крайне трудно постоянно искать новые компании, которые способны заниматься их развитием и поддержкой.
Создавая Maykor, мы, с одной стороны, шли за потребностями рынка, а с другой Maykor – это абсолютно новый взгляд на ИТ-сервис и аутсорсинг. Многие российские компании за последние годы прошли процессы консолидации, в результате которых в различных отраслях образовались крупные федеральные игроки, например, крупные ритейл-сети, банковские структуры, АЗС и многие другие. Ввиду целого комплекса управленческих и финансовых причин такие крупные компании стремятся выводить непрофильные виды деятельности внешним исполнителям. Но что удивительно – российский рынок ИТ-сервиса и аутсорсинга состоит из большого количества мелких разрозненных сервисных компаний, которые едва ли способны оказывать услуги за рамками одного региона. Кроме них, такие услуги пытаются развивать российские системные интеграторы, но, опять-таки, если речь идет о работе по всей России или в большом числе регионов, то они прибегают к услугам субподрядчиков. Таким образом, для крупных компаний до появления Maykor использование услуг ИТ-аутсоринга в России представляло собой в большей или меньшей степени умелое управление большим числом фирм. На сегодня подобный подход устарел.
Почему? Во-первых, потому что клиент вынужден платить двойную наценку: генподрядчику за управление проектом и субподрядчику непосредственно за реализацию услуги. Во-вторых, потому что невозможно в таких условиях обеспечивать единый уровень обслуживания в различных регионах и полагаться на компетентность исполнителя. Если это субподрядные организации, то непонятно, как проконтролировать эффективность их работы, при этом рекламации клиента приходят на генподрядчика. Чтобы выдерживать эти рамки SLA, нужно иметь своих инженеров, технологии, систему планирования и диспетчеризации специалистов, отслеживать процесс ремонта, осуществлять контроль и мониторинг работ – все это есть у нас. В этом смысле мы обладаем несомненным преимуществом.
И, в-третьих, ввиду того, что разнообразие и инновационность используемых клиентом ИТ-сервисов постоянно растет, крайне трудно постоянно искать новые компании, которые способны заниматься их развитием и поддержкой. И даже более того, часто заказчик самостоятельно не успевает за скоростью модернизации в сфере технологий – ему бы успеть основной бизнес выстроить и поддержать в условиях постоянных изменений - поэтому клиенту требуется мудрое сопровождение "бойцов невидимого фронта", то есть грамотная сервисная компания.
В сервисном бизнесе огромное значение имеет фактор масштаба. Чтобы эффективно работать, нужно иметь много единиц техники на обслуживании в рамках одной территории. Тогда включаются правильные механизмы эффективного использования времени инженеров, себестоимость услуг для нас снижается. В результате мы работаем по ценам небольших региональных сервисных компаний, и у них не остается преимуществ.
CNews: Приведет ли создание Maykor к появлению принципиально новых видов услуг, которые входящие в него компании не могли оказывать по отдельности? Как вообще рынок почувствует появление "нового" игрока?
Сергей Сульгин: Это очень хороший вопрос, и ответ на него я переформулирую в прошедшем времени – принципиально новые виды услуг нами уже созданы. Более того, мы изменили сам подход к сервису. Понимаете, хорошая сервисная компания – это компания, услуги которой незаметны. Мы достигаем этого за счет единого контроля качества сервиса и подхода обслуживания не "от аварии", как принято у нас в стране, а за счет грамотного проведения планово-предупредительных работ, позволяющих своевременно предотвратить поломки. "Я не хочу ничего знать об этой проблеме, есть Maykor, который взял это на себя," - может с легкостью сказать наш клиент, если речь идет о работоспособности его контрольно-кассовой техники, центров обработки данных, систем кондиционирования и вентиляции или любой другой технической системы, сопутствующей основному бизнесу. Эффект от нашей деятельности не виден в краткосрочной перспективе, он комплексный и становится очевиден для клиента через 1-2 года.
Что касается рынка, то также могу сказать, что создание нового игрока рынок уже почувствовал – но скорее не в контексте конкурентности, а с точки зрения выгод от сотрудничества с нами. Мы работаем с большим числом вендоров и интеграторов, делаем совместные проекты. Мы даем опору нашим партнерам в виде наших собственных специалистов на территории всей России, а партнеры, в свою очередь, делятся с нами своими компетенциями. Этот симбиоз абсолютно взаимовыгоден.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2933