Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Александр Калинин: Консолидация рынка соответствует его зрелости

Александр КалининНа вопросы CNews ответил Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации».

CNews: Какие ключевые события и тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие российского рынка ИТ в 2004 году?

Александр Калинин: Пока Россия остается заложником сырьевых рынков, и одним из главных факторов, влияющих на развитие нашей экономики, являются цены на нефть. В 2004 году они были не просто высокими — я бы сказал, взрывными — благодаря чему страна получила колоссальные деньги от экспорта энергоносителей. К сожалению, государство не смогло оптимально распорядиться «нефтяными» деньгами, накапливая получаемые доходы в различных фондах без инвестиций в реальную экономику.

Важным событием, оказавшим воздействие на развитие страны и, безусловно, ИТ-рынка, стала Административная реформа. Из-за нее выполнение ряда государственных программ в области информатизации, намеченных ранее на середину года, было отложено до четвертого квартала, либо вовсе на 2005 год.

Неравномерное поступление в экономику бюджетных средств из-за последствий Административной реформы послужило причинами того, что ИТ-рынок в течение года развивался очень неровно. 2-й и 3-й кварталы для компаний, ориентированных на работу с крупными корпоративными (в т.ч. государственными) заказчиками, были периодом затишья, зато к концу года наступил полный аврал. Это потребовало мобилизации всех ресурсов: производственных, финансовых, человеческих, логистических. Имела место настоящая штурмовщина. Конечно, в будущем хотелось бы работать в более спокойном режиме.

Но, несмотря на сложности, я считаю, что 2004 год был для ИТ-рынка скорее удачным, чем нет. Главное — ИТ-отрасль, наконец, попала в фокус интересов государства. Официально это закреплено в названии профильного министерства, которое после реорганизации было сначала закрыто, а затем волшебным образом воссоздано и даже переименовано в министерство информационных технологий и связи. Для участников ИТ-рынка очень важно, что именно информационные технологии были объявлены главной целевой функцией преобразованного Минсвязи. В прошедшем году правительство приняло Концепцию развития ИТ-рынка, разработанную совместными усилиями ведущей ассоциации участников ИТ-рынка — АП КИТ и МинИТ. В декабре 2004 г. президент РФ в ходе своего визита в Индию посетил технопарк в Бангалоре, а свой первый рабочий день 2005 года провел в Новосибирске, обсуждая с российским ИТ-сообществом концепцию технопарков в России. Я думаю, на различных уровнях власти появляется понимание, что ИТ-отрасль может стать катализатором развития российской промышленности и российской экономики в ближайшие несколько лет. Это вселяет оптимизм.

CNews: В начале 2004 года была утверждена концепция развития российской ИТ-отрасли. Каково ваше отношение к этой программе?

Александр Калинин: Я принимал участие в обсуждении этой программы, являясь членом правления АП КИТ, и отношусь к ней в целом положительно. Можно спорить о каких-то отдельных пунктах концепции, но нужно понимать, что это труд «коллективного творчества», в котором по максимуму согласованы позиции всех заинтересованных сторон. Я считаю, что этот документ вполне жизнеспособен. И, повторюсь, очень важно, что он вообще принят — фактически концепция закрепляет место ИТ-отрасли в отечественной экономике. Теперь хочется надеяться, что правительство примет меры и разработает механизмы, позволяющие в нормальном режиме приступить к реализации концепции. Это может быть новая редакция ФЦП «Электронная Россия» либо даже отдельная программа. В частности, такая программа, с моей точки зрения, могла бы быть профинансирована из «нефтяных» сверхдоходов, как и другие инфраструктурные проекты в нашей стране.

CNews: Пожалуй, самым значимым начинанием правительства в ИТ-сфере стало решение о создании технопарков. Как в целом вы оцениваете перспективы этой затеи?

Александр Калинин: Наверное, все же самым значимым событием в ИТ-сфере я бы назвал принятие Концепции развития ИТ-рынка, а не решение о создании технопарков. Технопарки — это частность, их создание имеет смысл рассматривать только в рамках общей концепции развития ИТ. Тема технопарков очень неоднозначна, недаром вокруг нее развернулись целые баталии. К сегодняшнему дню только ленивый не высказался по поводу недостатков предложенной правительством концепции технопарков. Возможно, она еще сырая и несовершенная, но хорошо уже то, что руководство страны в принципе задумалось над этим вопросом и начало изучать мировой опыт. Поскольку практика показывает, что идея технопарков может быть успешно реализована, я надеюсь, что и в России это когда-нибудь случится. Над концепцией должны совместно работать правительство и представители ИТ-сообщества, глубже понимающие проблематику, тогда благие намерения превратятся в реальность.

CNews: При каких условиях компаниям, входящим в НКК, было бы интересно войти в технопарк? Рассматриваете ли вы такую возможность или говорить об этом пока рано?

Александр Калинин: Предложенная правительством концепция развития технопарков основана на идее «чистого листа», т.е. предусматривает предоставление специальных условий вновь создаваемым компаниям, а не тем, которые уже функционируют. Поэтому если и говорить о вхождении каких-то компаний НКК в состав технопарков, то, видимо, речь может идти только о новых, создаваемых для этой цели бизнес-юнитах. Пока идея лучше всего проработана для компаний-разработчиков программного обеспечения. В рамках НКК такой структуры пока нет. Если мы придем к решению, что нужно развивать это направление деятельности, и к тому моменту появятся соответствующие законы, то почему бы нашей новой компании и не войти в технопарк? Еще нам, наверное, было бы интересно размещение в зоне технопарка производственного подразделения, ориентированного на выпуск компьютерной техники на экспорт, вместе с департаментом R’n’D. Среди потенциальных рынков сбыта я вижу, как минимум, Украину, Беларусь, Казахстан. Сейчас, несмотря на то, что компьютерные компании и конечные потребители из этих стран хотят и готовы закупать технику Aquarius на регулярной основе, мы испытываем огромные трудности с экспортом нашей продукции. По сути, создавая административные препоны при вывозе готовой компьютерной техники отечественных производителей за рубеж, Россия отказывается от перспективных рынков в пользу западных конкурентов. А зачем? Персональные компьютеры и серверы — полноценный экспортный продукт. Думаю, что с помощью технопарков эту проблему можно было бы разрешить.

CNews: Каковы ваши ожидания перемен на ИТ-рынке России в связи с возможным вступлением страны в ВТО? Нуждаются ли отечественные компании, производящие компьютерную технику, в каких-либо протекционистских мерах? Похоже, что размер российского капитала в ИТ-отрасли пока несравним с возможностями мировых поставщиков…

Александр Калинин: Я приветствую вступление России в ВТО и считаю, что любые искусственно созданные барьеры никогда не смогут помочь развитию цивилизованного рынка. Протекционистские меры — это защита интересов отдельных компаний за счет интересов всех других игроков рынка и потребителей.

Не думаю, что от вступления России в ВТО отечественные ИТ-производители существенно пострадают. По сути, все основные мультинациональные вендоры, со всеми их капиталами, в России и так давно присутствуют. Но ведь пока они не выдавили с рынка российских конкурентов и делают ставку на сотрудничество. Финансовые возможности игроков рынка являются важным, но не единственным фактором успеха или неуспеха. «Нашим» есть что противопоставить — зачастую это не только более низкие цены, но и более качественный сервис, лучшие условия для участников канала сбыта и т.п.

Предполагается, что со вступлением России в ВТО таможенные пошлины в части вычислительной техники будут отменены как на готовую продукцию, так и на комплектующие. Так что, по идее, цены должны снизиться на технику как иностранных производителей, так и российских. Останется бороться только за снижение НДС, так необходимое всем российским высокотехнологичным отраслям.

И еще я бы хотел обозначить один фактор, который может положительно повлиять на развитие ИТ-рынка. Вступление в ВТО может привести к тому, что в Россию придут западные системные интеграторы. Но играть на этом рынке они вряд ли смогут самостоятельно по ряду причин. Им гораздо выгоднее будет выступать в качестве стратегических инвесторов для российских компаний и использовать синергетический эффект от совместной работы на российском рынке.

CNews: Достаточны ли темпы консолидации российского ИТ-бизнеса, на ваш взгляд?

Александр Калинин: Я считаю, что достаточны. В 2004 году было меньше объявлений об объединении заметных игроков рынка, чем в 2003 г., но все же тенденция укрупнения бизнеса сохраняется. Консолидация рынка соответствует его зрелости, и я думаю, что в 2005 году мы станем свидетелями ещё целого ряда слияний и поглощений.

CNews: Насколько, по вашему мнению, российские компании-разработчики ПО и поставщики ИТ-услуг могут быть интересны для покупки иностранным игрокам?

Александр Калинин: Безусловно, могут быть. И рынок ПО, и рынок ИТ-услуг в России очень динамичны, далеки от насыщения и при этом высокоприбыльны. А профессионализм игроков этого рынка растет с каждым годом, равно как и их стремление максимально соответствовать требованиям инвесторов. Так что на фоне стагнации западных ИТ-рынков Россия должна выглядеть просто Клондайком для иностранных инвесторов, в том числе и стратегических. Другое дело, что иностранцы пока вообще побаиваются инвестировать в Россию. По данным ЕБРР, суммарный объем прямых иностранных инвестиций составляет около 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз ниже, чем для других стран с переходной экономикой. И главными факторами, снижающими привлекательность России, инвесторы считают коррупцию, несовершенство законодательной базы и административные барьеры. Так что российским компаниям, желающим привлечь иностранные инвестиции, приходится преодолевать препятствия, напрямую не связанные не только с их собственной деятельностью, но даже не относящиеся к тому сегменту рынка, в котором они работают. При этом каждый удачный пример привлечения инвестиций вносит свой вклад в «общую копилку».

Кроме того, объем бизнеса российских компаний должен достичь определенных размеров, чтобы представлять реальный интерес для стратегических инвесторов: по моим оценкам, это $500 млн. — $1 млрд. Так что мы на пороге начала процесса инвестиций в ИТ-сектор.

CNews: Как вы оцениваете по итогам прошлого года динамику развития рынка интеграции и шире — ИТ-услуг в России?

Александр Калинин: Я думаю, что общий рост ИТ-рынка в 2004 г. был несколько ниже, чем в 2003 году, и вряд ли превысил 20%. Рынок интеграции, по моим оценкам, вырос еще меньше. Его крупнейшими потребителями являются госструктуры, которые из-за Административной реформы перенесли свои планы по информатизации на конец года либо вообще на 2005 год. Выполнить за 4-й квартал объемы работ, рассчитанные на год, конечно, не удалось.

Сдерживающим фактом развития системной интеграции и аутсорсинга является бюджетное планирование на один год и проведение соответствующих ежегодных тендеров, что предусмотрено Федеральным законом о госзакупках. Интересно, что в ведущих зарубежных странах, несмотря на ежегодное принятие их парламентами бюджетов, сервисные и аутсорсинговые контракты заключаются на 3, 5, 10 лет, что придает стабильность бизнесу системных интеграторов и повышает их капитализацию.

Но вообще, ситуация 2004 года — более низкий рост рынка системной интеграции по сравнению с общим ростом рынка — идет вразрез с текущими тенденциями, она вызвана мощным, но, к счастью, разовым фактором. В ближайшие годы, если не случится чего-нибудь уж совершенно непредвиденного, рынок ИТ-услуг будет развиваться ускоренными темпами. Должна, наконец, в полной мере заработать программа «Электронная Россия» — подвижки к этому видны. Все большую активность в качестве заказчиков ИТ-услуг развивают промышленные предприятия различных отраслей. Абстрактные слова «ИТ как инструмент повышения эффективности бизнеса» приобрели для них совершенно конкретный смысл. Предприятиям на развитие нужны инвестиции, а инвесторы требуют полной прозрачности, ведения бизнеса в соответствии со стандартами МСФО и т.п., что практически невозможно без использования современных информационных систем. Да и само наличие той же ERP-системы тоже относится к базовым требованиям инвесторов.

CNews: Какие сервисные направления сейчас наиболее активно развивают отечественные консультанты? Где в этой связи в первую очередь следует ожидать достижения «точки насыщения»?

Александр Калинин: Например, отечественные компании, как и год назад, продолжают активное развитие направлений, связанных с внедрением ERP-систем. При этом далеко не все из вступающих в этот бизнес изначально представляют его сложность, подтверждением чему является неуклонно растущее количество неудачных внедрений как следствие работы неопытных команд и уход некоторых игроков с рынка. Тем не менее, конкуренция на рынке ERP становится все более и более жесткой. Наиболее успешные компании демонстрируют четкую концентрацию на решении бизнес-задач посредством ИТ в конкретных отраслевых сегментах или даже в еще более узких, чем отраслевые, группах клиентов. Время «универсальных» решений кончилось, консультанты должны очень глубоко понимать как отраслевую специфику своих заказчиков, так и тонкости сквозных бизнес-процессов. В связи с этим компании-консультанты активно развивают новые направления, связанные с решением специфических задач, таких, как бюджетирование, управление цепочками поставок, оптимизация производственного планирования, управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования. Это позволяет создавать уникальные решения, дающие существенный рывок конкурентоспособности и прибыльности предприятий-заказчиков.

В целом насыщения рынка систем управления предприятиями в ближайшее время ожидать не стоит. «Точки насыщения» будут достигаться лишь в некоторых отраслевых нишах. Так, например, рынок систем автоматизации торговых компаний уже достаточно развит, насыщен качественными и опробованными в нашей действительности решениями.

CNews: О преимуществах, которые получили компании, вошедшие в НКК, известно хорошо, а были ли какие-нибудь проблемы интеграции бизнесов?

Александр Калинин: Любая реструктуризация — это «стресс» для бизнеса. Поэтому говорить о том, что она приносит только положительные изменения, значит лукавить. Недаром, то, что называется change management («управление изменениями»), является одной из сложнейших управленческих функций. И чем крупнее организация, тем сложнее что-то менять — сказывается сила инерции, которая, как известно из физики, зависит от массы. Люди в большинстве своем консервативны, и это скорее хорошо, чем плохо, иначе организации были бы очень нестабильны. А ведь все квадратики в блок-схемах, которые во время реструктуризации так легко перемещаются туда-сюда, — это живые люди, привыкшие и к своему месту работы, и к своим должностным обязанностям, и к коллективу. При объединении компаний, кроме всего прочего, неизбежно происходит столкновение корпоративных культур. Так что основные проблемы любой реструктуризации — это проблемы адаптации сотрудников. В такие моменты роль служб HR возрастает многократно.

Не нужно забывать еще и о том, что реструктуризация неизменно отвлекает ресурсы компании — в том числе и управленческие — от основной деятельности. Поэтому я считаю, что компания должна идти на изменения совершенно осознанно, давая себе отчет, что рост бизнеса, скорее всего, замедлится на какое-то время или вообще будет минусовым. И это должна быть не «пожарная» мера, которая проводится, когда все плохо, а плановая. Цель перестройки — заложить фундамент для роста в будущем. А для этого она должна проводиться последовательно, шаг за шагом, с учетом всех возможных последствий.

Выйти из любой реструктуризации совсем без потерь — как людских, так и финансовых, думаю, не удается никому. Конечно, потери были и у нас, но я считаю, что они минимальны.

CNews: Какой стратегии придерживалась НКК по развитию и диверсификации своего бизнеса в 2004 году?

Александр Калинин: В 2004 году мы не ставили перед собой цели дальнейшей диверсификации, так что ничего принципиально нового в холдинге не появилось. У нас проходила реструктуризация, которая продолжается и в этом году. Затронула она, прежде всего, интеграторский бизнес. Из состава Группы «Аквариус» были выведены компании «Аквариус Дата» и «Аквариус Консалтинг», которые составили основу компании «Систематика». Их объединение полностью завершено, а в середине 2005 года в состав «Систематики» должна войти компания «АНД Проджект». Новая компания объединит все интеграторские бизнесы холдинга, а Группа «Аквариус» при этом сосредоточится на производстве, сбыте и сервисе производимой компьютерной техники. В самой Группе «Аквариус» одновременно была начата перестройка управленческой структуры и модели бизнеса, недавно все были свидетелями первых кадровых изменений в руководстве Группой. Таким образом, реформированию в 2004 году не подвергались только дистрибьюторские компании холдинга — «Ландата» и OCS.

В этой связи в 2004 году различные направления бизнеса НКК развивались несколько неравномерно: более высокий рост показала дистрибуция (41%), менее высокий — системная интеграция (17%) и производство компьютерной техники (11%). Основные причины тому — реструктуризация внутри холдинга плюс уже неоднократно упомянутая Административная реформа, которая наиболее ощутимо повлияла на бизнес компаний НКК, ориентированных на корпоративных заказчиков. Но эти факторы — временные, и в 2005 году на базе проведенной реструктуризации мы ожидаем более высокого роста как в производстве ПК и серверов, так и в системной интеграции.

CNews: Что бы вы назвали успехом и неудачей НКК в 2004 году?

Александр Калинин: Объемы бизнеса НКК выросли на 29% по сравнению с 2003 годом, и мы считаем это хорошим результатом. Мы росли быстрее рынка, повышая свою долю. Были реализованы основные качественные цели, которые ставились на этот год перед НКК в целом — развитие управляющей компании (УК НКК), реформирование Группы «Аквариус» и создание объединенного интегратора «Систематика». Так что практически все наши ожидания на этот год оправдались. Я считаю очень важным, что не снизилась эффективность бизнеса холдинга. Это практически неизбежно при росте компании — крупный бизнес означает большие накладные расходы, но пока нам удавалось сдерживать их рост. В 2004 году количество сотрудников НКК выросло пропорционально росту бизнеса.

Неудачи… Мне даже сложно что-то назвать. Например, мы не выиграли несколько интересных тендеров, зато мы победили в других, а также приобрели опыт. Ведь, как говорится, за одного битого двух небитых дают. Скорее, у нас были определенные проблемы. Одна из основных — острая нехватка площадей, которая уже сейчас становится фактором, ограничивающим рост. Так что в 2005 году мы должны обязательно решить вопрос с новыми офисами и с дополнительными производственными площадями.

CNews: Каковы планы корпорации на 2005 год? Какие направления деятельности вы будете развивать наиболее активно?

Александр Калинин: Одна из целей НКК — упрочить наше положение в числе лидеров российского ИТ-рынка. И это не только вопрос престижа или денег: я убежден, что лидеры имеют гораздо больше возможностей влиять на экономику страны, чем менее крупные компании. Добиться этих целей мы можем только в том случае, если будем развиваться быстрее рынка. Ничего революционного от 2005 года мы не ждем, мы планируем реализовать в полной мере накопленный в 2004 году потенциал. Сказать, что мы придаем особое значение какому-то одному направлению деятельности, я не могу. Для нас одинаково важны и дистрибуция, и производство, и системная интеграция. Наверное, повышенное внимание Совета директоров НКК будет уделено «Аквариусу» и «Систематике», поскольку в этих компаниях должна быть завершена реструктуризация. Но в целом, повторюсь, все направления бизнеса, которые холдинг выбрал для себя как ключевые, мы будем развивать как количественно, так и качественно.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS